Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

К контрольным относятся уроки по написанию контрольной работы, зачетный урок.

21. Триединые дидактические цели урока географии их характеристика

Учителю географии необходимо знать цели обучения географии в целом и по каждому курсу, что помогает правильно определить цели изучения отдельных тем и уроков.

По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в школе, как следствие того, что в сферу ее рассмотрения входят и естественные и общественные объекты и явления. Для удоб­ства рассмотрения цели обучения географии можно объединить в три группы.

I. Образовательные цели:

- дать учащимся знания основ физической и экономической географии, картографии и других географических наук; раскрыть естественнонаучные и технико-экономические основы охраны природы и рационального природопользования, что необходимо для успешного участия в производстве, общественной жизни и использования свободного времени;

- способствовать экономическому, экологическому и политехническому образованию школьников;

- раскрыть роль физической экономической географии как фундаментальных наук;

- вооружить школьников доступными для них методами изучения физико-географических и экономико-географических объектов и явлений;

- сформировать у учащихся географическую культуру, научив их пользоваться картами, справочниками, применять географические знания при чтении материалов периодической печати; подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.

II. Воспитательные цели:

- внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, научив школьников ориентироваться в сложной системе современного производства; помочь в выборе жизненного пути;

- воспитывать любовь к природе и родному краю.

- способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.

- способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать мировоззренческому формированию географической культуры личности.

III. Развитие познавательных способностей учащихся:

- вызвать познавательный интерес к географическим знаниям и проблемам;

- способствовать развитию у учащихся таких способностей, как наблюдательность, воображение, память, мышление, речь;

- научить школьников, решать доступные для них географические проблемы, выработать у них комплексный, синтетический подход к фактам, явлениям, процессам, умение мыслить пространственно, «привязывая» свои суждения к карте.

Цели обучения могут быть достигнуты, если содержание географического образования характеризуется высоким научным уровнем, тесно связано с жизнью, включает экологические, политехнические и экономические знания. Цели предполагают деятельный характер обучения, формирование у учащихся не только знаний, но и умений, развитие их познавательной самостоятельности. Таким образом, определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии.

22. Лекционно-семинарско-зачетная система обучения географии.

Лекционно-семинарскую систему обучения географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах.

Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужно готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.

Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Учебные темы нужно давать крупными блоками.

В условиях лекционно-семинарской системы обучения учащихся 10-11 классов изучение географии, отдельной темы или раздела, строится по следующей схеме, в следующей последовательности:

-урок-лекция

-урок-практикум

-урок-семинар

-урок-консультация

-урок-зачет.

В зависимости от количества часов данной темы, от ее своеобразия, меняется количество тех или иных форм уроков, их последовательность. Но общая схема от лекции к зачету выдерживается обязательно.

Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз приходят к нему по-новому и глубже. Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другие материалы

Сравнительная характеристика условий развития Волго-Вятского и Западно-Сибирского экономических Россия, как объект изучения экономической географии делится на 12 крупных экономических районов, среди которых Волго-Вятский и Западно-Сибирский занимают своё специфическое место, определённое рядом объективных факторов. Сравнительная ...

Характеристика транспортного комплекса России и продукции отрасли Статистика транспорта – это одна из отраслей экономической статистики. Объект ее изучения – транспорт, т.е. совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров. По характеру ...