Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

20.

Типы уроков географии и особенности их структуры.

Авторы по-разному классифицировали уроки, исходя из методов обучения (И.Н. Борисов), способа организации учебной деятельности (Д.М. Кирюшкин), из содержания и способов проведения урока (ИЛ. Казанцев), из дидактической цели (И.Т. Огородников) и из основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов). По цели организации занятий уроки классифицируются так: изучения нового материала, уроки углубления знаний, упрочения умений и навыков, повторительно-обобщающие, уроки контроля и оценки процесса учения и его результата. По характеру содержания изучаемого материала и уровня обученности учащихся все уроки можно делить на: уроки изучения нового материала (1-й тип), совершенствования знаний, умений и навыков (2-й ТИП); обобщения и систематизации (3-й тип); комбинированные (4-й тип); контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Среди теоретиков и практиков значительную поддержку получила классификация уроков по таким признакам, как дидактическая цель и место урока в общей системе. На основании этого положения можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:

1) уроки изучения новых знаний;

2) уроки формирования новых умений;

3) уроки обобщения и систематизации изученного;

4) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

5) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.);

6) комбинированные (смешанные).

Самым распространенным в педагогической практике является тип комбинированного урока. В своей структуре он объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.

Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач. К недостаткам комбинированного урока относят дефицит времени.

Представим сущность некоторых типов уроков.

1) Урок изучения новых знаний.

Основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. В данном случае сокращается время на другие этапы урока. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений. Могут использоваться такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, постановка опыта и т.д.

2) Урок совершенствования (закрепления) новых знаний и умений:

Дидактические задачи уроков этого типа:

а) для систематизации и обобщения знаний и более глубокого их осмысления; б) задачи уроков этого типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической деятельности; в) закрепление ранее усвоенных знаний и органической связи с новыми; г) коррекция знаний и умений.

На таких уроках почти не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения делаются учащимися непосредственно по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для урока. Повторение ранее изученного материала не выделяется в самостоятельный этап и логически вписывается в содержание основных упражнений урока.

3) Уроки обобщения и систематизации изученного.

Дидактические задачи уроков этого типа:

а) сформировать у учащихся систему теоретических знаний по основным темам или разделам учебного предмета;

б) выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать знания;

в) провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному учебному материалу за четверть, полугодие, год.

4) Уроки контроля и коррекции знаний, умений.

Такие уроки применяются для определения и оценки качества усвоенности теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, взглядов на мир, образ жизни, системы научных понятий, способов творческой деятельности, подготовленности их к жизни и труду. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражает степень усвоенности программного материала и обученности. Выявляется система отношений учащегося к учению, к разным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно-ориентированного подхода, внесению изменений в процесс учения и корректив в организацию и содержание обучения. Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другие материалы

Особенности развития Камчатского края В последнее время в России происходят крупные перемены в развитии туристского бизнеса. Если еще несколько лет назад эта отрасль экономики была развита достаточно слабо, то сейчас с каждым годом здесь можно наблюдать значительные перемены. ...

Ростов-на-Дону Росто́в-на-Дону́ — город в России, расположенный на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места ее впадения в Азовское море, расстояние до Москвы 1094 километра. Административный центр ...