Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

3. Метод проблемного изложения

имеет своей целью показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения, какого – либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее, формулируя перед учащимися, и сам же ее решает. Дети следят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая образец научного рассуждения.

В действующих программах есть темы с проблемным изложением материала, которые могут быть использованы при применении рассматриваемого метода, так как он пока мало применим в обучении.

4. Частично-поисковый метод

имеет своей целью обучить учащихся поиску решения проблемы или ее отдельных этапов. Задача учителя – научить школьников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения, полученные в предшествующих темах. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая представляет собой систему логически взаимосвязанных вопросов, соединенных так, что каждый последующий логически вытекает из содержания ответа на предыдущий вопрос.

5. Исследовательский метод

. Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал, приобщаясь к творческой деятельности. На практике технология применения данного метода выглядит так: дети наблюдают и изучают факты, ставят проблему, выдвигают гипотезу, строят план решения, осуществляют этот план, формулируют результаты, выполняют их проверку, и делают вывод, где можно применить результаты проведенного исследования.

В реальном учебном процессе этот метод применяется крайне редко, так как он требует большие затраты времени и готовность учащихся к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий.

18. Тематическое планирование

Начинается с планирования учебной работы. Она включает тематический, поурочный план. Отбор учебной литературы, оборудования. Тематический план – не разбивка многочасовой темы на отдельные уроки, а планирование систем уроков, связанных единой целью, общим содержанием, логичной структурой. Разрабатывая тематический план, учитель реализует в нем свои идеи, цели обучения географии и намечает пути достижения их.

1. Тема урока. 2. Календарный срок. 3. Учебно-воспитательные задачи. 4. Тип урока. 5. Основные вопросы содержания. 6. Опорные знания и умения. 7. Самостоятельные и практические работы. 8. Вопросы для закрепления. 9. Оборудование.

Составление поурочного плана и конспекта урока: схема конспекта традиционно комбинированного урока: 1. Тема урока. 2. Цели: образовательная, воспитательная, развивающая. 3. Оборудование. 4. Тип урока. 5. Ход урока: а) план урока б) деятельность учащихся в) деятельность учителя. При подготовке урока необходимо учитывать содержание традиционного и современного уроков, основанных на учете степени активности и самостоятельности учителя с учащимися, направленную на решение современных задач обучения

19. Современный урок географии. Требования к его проведению.

Готовясь к уроку, учитель должен тщательно продумать структуру знаний по географии, которыми предстоит овладеть учащимся, выделить ключевые идеи, вокруг которых будут группироваться все остальные знания.

Важным требованием к содержанию урока является доступность и посильность географического материала для детей. Нарушение этого требования приводит к непониманию, к механическому запоминанию знаний региональной географии, к ослаблению интереса, к задержке общего развития учащихся.

Развитию приносит вред и слишком легкий, обыденный материал, пережевывание известного, приводящее к топтанию на месте. Педагогика доказала, что учить надо на высоком, но посильном уровне трудности.

Исследуя и изучая требования к содержанию современного урока географии мы пришли к следующим выводам:

1. Урок остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса, но его содержание и структура в течение времени изменяются.

2. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной исследовательской работе творческого характера.

Показателями качества урока не могут быть только эрудиция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель – организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к соблюдению правил поведения в родной природе, на производстве и в обществе в целом.

Основные признаки современного урока географии: 1. Направлен прежде всего на формирование личности учащегося (мировоззрения, ценностных ориентаций, мотивации деятельности, творческих качеств). 2. Учитель выступает как организатор учебной познавательной деятельности учащегося, как их помощник и консультант. 3. Стиль общения ученика и учителя сотрудничество, сотворчество. 4. Центральное место на уроке занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, причем на всех этапах урока. 5. Организация коллективной учебной деятельности и общения между учащимися в процессе учебной работы. 6. Урок тесно связан с другими формами организации обучения экскурсиями, практикумами, работами на географической площадке и экологической тропе и т.п. 7. Сочетание элементов урока с элементами других форм обучения: урок-зачет, урок-конференция, урок-игра. Проведение межпредметных уроков, проводимых 2-3 учителями разных учебных предметов. 8. Передача учащимися части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы целеполагания и планирования работы. Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие материалы

Общее и основное в экономическом развитии новых индустриальных стран В ходе мирового промышленного развития из общей массы государств выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). 70—80-е годы XX в. для этих стран характерны были более высокими темпами хозяйственного развития, превышающими аналоги ...

Задачи и методы исследования в демографии Демография — наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле — малоизвестной) наукой для большинства наших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова «демография», «демографический» в разли ...