Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

В зависимости от способа изображения таблицы делятся – 1) иллюстративные, 2) графические, 3) смешанные.

Основная функция наглядных методов — обеспечение конкретным об­разным материалом процессов формирования теоретических знаний, а при изучении единичных объектов и территорий — обеспечение формирования представлений о географических объектах (горах, реках, ландшафтах при­родных зон, городах и т. д.).

Наглядные пособия в преподавании географии имеют огромное значение, тем более что большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно, так как даже самые красочные словесные описания ничего не дадут умственно отсталому ученику, если у него нет образа предмета.

Картины, муляжи, учебные фильмы и другие наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты.

На уроках географии наиболее широко используются географические картины, иллюстрации из учебника. С их помощью учащиеся знакомятся с отдельными географическими объектами, явлениями или целым комплексом явлений. Например, такие картины, как, «Ниагарский водопад», знакомят детей с внешним видом этих явлений, а картины «В тундре весной», «В пустыне», знакомят их уже с комплексом явлений. Эти наглядные пособия дают конкретные представления, благодаря которым у учащихся формируются общегеографические понятия.

Картины, фотографии, иллюстрации применяются учителем как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе учащихся. Хорошими наглядными пособиями могут быть и репродукции с картин известных художников: Шишкина, Левитана, Айвазовского.

Работа по картине связывается с картой (например, определить по карте, где расположено изображенное на картине место, в каком тепловом поясе). Полезно предложить детям устно дополнить содержание картины.

В работе с картиной у учащихся развивается мышление, внимание, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом, воспитываются эстетические чувства.

Объемные наглядные пособия (модели, макеты, коллекции полезных ископаемых, гербарии) по сравнению с другими наглядными пособиями дают более полное представление учащимся об изучаемых объектах. Этих пособий обычно значительно меньше в распоряжении учителя, чем картин.

11. Методика работы с картинами и экранными пособиями

Учитель может начать ознакомление детей с отдельных деталей картины, а потом привести их к воссозданию в уме содержания картины в целом.

Школьные картины можно разбить на группы: 1. Стенные картины. 2. Альбомы мелких картин. 3. Стереоскопические картины. 4. Раздаточные мелкие картины, открытки, фотокарточки. 5. Наборы иллюстраций из журналов, книг, газет. 6. Рисунки учебника.

Ко всем этим картинам, употребляемым в учебных целях, предъявляются свои требования. Картины могут изображать или вид географического объекта с натуры, или воображаемый тип объекта, например, типичный вид степи, тайги и т. д.

Учитель руководит процессом восприятия картины посредством вопросов. Так, вывешивая картину, учитель обращается ко всему классу с вопросом, что они видят на картине? Делается пауза, чтобы дать ученикам время на самостоятельное рассмотрение картины. Затем вызываются отдельные ученики и им предлагается рассказать, что они видят. Один ученик дополняет другого. Спрашивание продолжается до тех пор, пока не будет охарактеризована картина в целом и в деталях. Вопросами учитель мобилизует внимание учащихся на содержание картины и дальше руководит их наблюдением, осознанием и истолкованием того, что они видят. Всё рассматривание картины непременно должно заканчиваться обобщением, подытоживанием. При повторном показе картины можно обойтись и без подробного анализа её.

Когда следует применять картину при обучении географии? Использование картины должно быть творческое. Учитель сам должен решать, когда целесообразнее включить картину в педагогический процесс.

Методика применения экранных средств обучения

Технические средства можно использовать практически на всех этапах

урока

: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание

экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью

того структурного элемента урока, на котором их будут применять. На уроке статические экранные пособия редко используют самостоятельно

, обычно комбинируя их с другими техническими средствами (кино, звукотехника) или традиционными наглядными пособиями. Они чаще всего выполняют функции иллюстрации учебного материала в процессе его изучения, обобщения и систематизации. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие материалы

Сравнительная характеристика Центрального и Уральского районов машиностроения Березовский район – окраинный, находится на юго-востоке Пермского края, граничит с Лысьвенским, Кунгурским, Кишертским районами. Восточная граница совпадает с границей Свердловской области. Окраинное положение является основным минусом ЭГП ...

Общее и основное в экономическом развитии новых индустриальных стран В ходе мирового промышленного развития из общей массы государств выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). 70—80-е годы XX в. для этих стран характерны были более высокими темпами хозяйственного развития, превышающими аналоги ...