Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

Объяснительный материал призван раскрыть географические связи . Нередко объ­яснение в тексте носит проблемный характер, что способствует развитию творческого мышления школьников.

Изложение учебного материала в тексте учебников сопровождается большим ко­личеством логических связок типа: поэтому, таким образом, значит, если, следовательно, и т. д. По ходу самого текста нередко встречаются задания типа: объясните почему; скажите, как влияет; подумайте, почему и т. д.

Понимание текста - процесс сложный. Оно зависит, в частности, от наличия у учащихся необходимых знаний, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированности навыка чтения.

Внетекстовые компоненты учебника выполняют и обучающую и контролирую­щую функцию. В каждом учебнике помещено несколько сотен вопросов и заданий, на­правленных на усвоение понятий.

Вопросы и задания расположены в разных местах учебника. Задания, предше­ствующие параграфу, рассчитаны на активизацию ранее усвоенных знаний по географии и другим предметам. Вопросы и задания, помещенные в тексте, помогают направить мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения нового учебного материала, а тe, что стоят и конце параграфов, требуют применения полученных знаний и умений, контролируют усвоение нового материала.

Иллюстративный материал имеет разнообразный вид и форму: различные по со­держанию карты в тексте, на форзаце, диаграммы и графики, схемы и таблицы, рисунки и фотографии.

Изучение практики массовой школы показывает, что большинство учителей правильно понимает функции учебников географии и широко использует их на всех этапах обучения, осо­бенно при изучении нового материала.

В работе с учебником имеются типичные не­достатки: учителя чаще всего обращаются к иллюстративному материалу, но мало организуют работу учащихся с текстом. Учителя мало занимаются формированием у учащихся умений ра­ботать с учебником. В результате этого многие школьники часто работают с учебником нера­ционально, затрачивая на подготовку уроков чрезмерно много времени.

9. Учебные функции географических карт

Географическая карта есть чертеж земной поверхности, построенный на плоскости (математически точный), дающий уменьшенное, плановое, условное, генерализованное изображение предметов и явлений с целью точной передачи их размещения.

Карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Школьные географические карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности.

Школьные карты делятся по способу использования (стенные, вкладные, приложенные к учебнику, контурные, рельефные и атласы), по масштабу (крупномасштабные и мелкомасштабные), по содержанию (общегеографические и специальные), по нагрузке и оформлению.

И. И. Заславский указывает, что в учительской практике следует различать четыре основных понятия, составляющих «знание карты»: 1) построение карты, 2) ее чтение, 3) понимание и 4) представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли. Он также отмечает, чти понятие «чтение карты» подчинено понятию «понимание карты», хотя их часто неправомерно смешивают, так как, для того чтобы читать карту, надо знать ее условные обозначения, а чтобы понимать, надо уметь и читать и обладать к тому же определенным запасом географических знаний.

Уметь читать карту — это значит уметь уяснять географическую действительность по сочетанию условных знаков, т. е. «видеть местность так, как она есть на самом деле»,

Географические карты подразделяются:

- по территориальному охвату: мировые карты, карты материков, карты государств и др.;

- по содержанию: общегеографические (примерно с одинаковой подробностью основные элементы местности: рельеф, реки, озера, растительность, населенные пункты и т. п. – это топографические карты.) и тематические карты (один или два компонента природы, например, рельеф и вода; климат и почвы);

- по масштабу: крупно- (в 1:200000 и крупнее), средне- (в 1:200000 и до 1:1000000 включительно) и мелкомасштабные карты (в 1:1000000 и мельче);

- по назначению: справочные, учебные, туристские карты.

Современное обучение географии в школе подразделяется:

1. изучение типов карт, атласов

2. освоение языка карты

3. умение работы с картами

10. Наглядные пособия

Наглядность - один из основных принципов преподавания учебных предметов.

Любой урок географии не мыслим без наглядных средств.

Наиболее используемые: картины, таблицы. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы

Китайская Народная Республика Китайская Народная Республика – государство в Центральной и Восточной Азии. Третья по площади страна в мире /после России и Канады/ и крупнейшая по численности населения. На востоке омывается Желтым и Восточно-Китайским морем, на юге – ...

Развитие и размещение нефтяной промышленности вРоссии. Нефтедобывающая промышленность По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира. В ее недрах сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти. История развития нефтедобывающей промышленности в России ...