Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

В "VI классе, кроме закрепления знаний и навыков, ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба, по сетке вдоль меридианов и экватора, учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке.

Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, отмечает их усвоение и запоминание. Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Карта является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии.

47. Основные виды контроля результатов обучения географии.

Виды контроля предварительный (используется для выявления подго­товки уч-ся для начала учебного года в новом классе); текущий (в ходе рабо­ты, для выявления усвоения знаний, умений, навыков), периодический (после изучения раздела, программы; с учетом данных текущею контроля, исполь­зуется тематический контроль для выявления навыков, знаний по каждой теме изучения предмета в конце четверти); итоговый (в конце учебного года). Функции: контролирующая (дает учителю информацию о ходе познаватель­ной деятельности учащихся, как идет усвоение, для продвижении изучения программного материала, служи! средством выявления методов и приемов обучения), обучающая (способствует глубокому усвоению материала, осуще­ствляется систематизация знаний, закрепления, ученик учится критически оценивать), воспитывающая (приучает к дисциплине, системе в работе, ответственности и т. д.) Контроль требует мастерства и такта, развивающая, связана с обучением и воспитанием (в процессе выполнения заданий уч-ся самостоятельно делают выводы, обобщения, применяют знания в новой си­туации, учатся выделять основное: Контроль должен стимулировать развитие уч-ся, нужно учитывать уровень развития школьников.) В холе контроля не­обходимо: чтобы ученик понял, что от него требуют; чтобы он не сомневался а необходимости знаний; был убежден, что может постигнуть требовании, что отметка зависит только от него, его усердия.

48. Географические понятия и их роль

в

географическом образовании.

Географическое понятие — это мысль о географическом объекте, отражающая его со стороны существенных признаков, или же мысль о целой группе предметов или явлений, отражающая их со стороны общих и существенных признаков. В географии встречаются три основных типа понятий: индивидуальные, собирательные и общие.

I . Индивидуальные понятия — это мысли о единичных объектах, рассматриваемых со стороны их существенных признаков. Таковы понятия реки Волги, Ладожского озера, города Калуги, Московской области и т. д. Об этих объектах могут быть образованы и представления, и понятия. Индивидуальные представления и понятия могут иметь раз личную степень сложности и находиться между собой в разно родных отношениях: в подчинённых и в соподчинённых (Калужская и Тульская области).

II . Собирательные понятия, обозначающие группу однородных предметов, например: города Казахстана, горы Сибири. Как указывает самоназвание, эти понятия включают в себя собрание однородных индивидуальных предметов, причём эти предметы не утеряли своей индивидуальности. Так, будет верным суждение, что реки европейской части СНГ отличаются небольшим уклоном. Это свойство выведено на основании средних (статистических) величин. Но в пределах европейской части СНГ есть отдельные реки, имеющие очень большой уклон.

III . Общие географические понятия — это мысли о группах предметов, рассматриваемых со стороны их общих и существенных признаков; например, озеро, море, гора, овраг, город, деревня и т. д. могут быть предметами общих понятий. Отдельные предметы, подходящие под общие понятия, потеряли в нём свои индивидуальные черты. В отличие от собирательных понятий то, что утверждается относительно общего понятия, применимо к каждому отдельному предмету, который подходит под это понятие. Общие понятия бывают разные. Их также полезно различать.

а) Конкретные общие понятия. Это понятия о конкретных предметах, например: общие понятия реки, горы, города и т. д.

б) Общие понятия об отдельных элементах географических объектов, например: русло, устье реки, морской берег, склон горы и т. д.

в) Отвлечённые понятия, в которых отражаются свойства, качества, действия географических объектов, географические процессы. Примеры: глубина реки, скорость течения, континентальность климата, эрозия и т. д. Перейти на страницу: 19 20 21 22 23 24 25

Другие материалы

Ресурсы Мирового океана и перспективы их использования Мировой океан – будущее человечества. В его водах обитают многочисленные организмы, многие из которых являются ценным биоресурсом планеты, а в толще земной коры, покрытой Океаном – большая часть всех минеральных ресурсов Земли. В услови ...

Новая Швеция Новая Швеция (швед. Nya Sverige) — шведская колония на берегах реки Делавэр на территории современных североамериканских штатов Делавэр, Нью-Джерси и Пенсильвания. Существовала с 1638 по 1655 год, а позднее перешла под контроль Голландии. ...