Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

В курсе географии 10 класса изучаются глобальные проблемы взаимодействия природы и общества. Изучение глобальных экологических проблем способствует формированию нового мышления с установкой на приоритетность задач сохранения и процветания жизни на Земле, устранения экологических и ядерных катастроф. Осознание сложных международных и экономических процессов, вызывающих экологические бедствия для миллионов людей, имеет острое гуманистическое значение. Необходимы яркие примеры, показывающие возможности человеческого общества в предотвращении отрицательных экологических последствий. В региональной части географии 10 класса приведены такие примеры, как для развитых, так и для развивающихся стран. Так, в США проведена большая работа по восстановлению качества воды и побережья Великих американских озер (Эри, Онтарио и других). Для очистки морских вод созданы специальные суда, используемые в различных районах Мирового океана.

Весьма показательным примером ведущей роли географической науки в предотвращении экологических последствий является отказ от переброски части стока северных рек России в Каспийское море. Известно, что этот проект длительное время разрабатывался различными организациями. Благодаря анализу отечественных специалистов (А.В. Шнитникова и его учеников) колебаний климатических условий было установлено, что с 70-х годов прошлого столетия отмечается увеличение увлажнения на Русской равнине, которое будет продолжаться не менее 12—13 лет. Так и произошло в действительности. Начиная с 1977 года увлажнение возросло, количество поступающей воды в реки и водохранилища стало увеличиваться. Уровень воды в Каспийском море к 1998 году поднялся почти на 2 метра. Трудно оценить величину отрицательных экологических последствий в бассейнах рек Волги, Северной Двины, Онеги и Печоры, на которых предполагалось создание целых каскадов водохранилищ для переброски речного стока северных рек в бассейн Волги.

44. Краеведческий подход в школьном преподавании географии. Содержание географического краеведения.

Краеведение

— всестороннее изучение, учащимися природы, населения и хозяйства своего края. Географическое краеведение становится частью регионального географического образования. В установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследования родного края, ученые, педагоги видели суть краеведческого принципа (К. Ф. Строев) и отмечали его большое значение в обучении (А. С. Барков, Н. Н. Баранский, В. П. Голов, А. В. Даринский, И. С. Матрусов, Д. А. Мирский, М. А. Никонова, К. В. Пашканг, Н. Н. Родзевич, В. А. Щенев и др.).

Говоря о проблеме создания и осмысления учениками целостности определенной территории, необходимо выделить два пути использования краеведения в школьной практике.

Во-первых, местный материал, привлекаемый в большинстве случаев как дополнительные сведения, в силу значимости их для определенного региона может стать основой для развития регионального компонента географического образования.

Во-вторых, краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых понятий и представлений по географии и важным элементом регионального компонента географического образования.

На современном этапе развития школьного образования содержание региональных курсов строится на основе оптимального соотношения общекраеведческих и региональных знаний. В связи с этим создаются региональные курсы, основанные на единстве целей, содержания и организации обучения, направленные на формирование регионального представления о специфике региона, т. е. комплексное изучение территории на географической основе.

Региональный курс географии в системе географического образования, с одной стороны, интегрирован в общую систему географической подготовки школьников, с другой — решает свои специфические задачи в обучении. Курс расширяет границы школьной географии, повышает действенность общей системы школьного образования, воспитания и развития учащихся.

Основные задачи регионального курса географии - изучение географических, экономических, экологических, социально-культурных, исторических и национальных особенностей региона; интеллектуальное и эмоциональное познание природы, экономики, населения, культуры, экологии территории. Это соответствует основным задачам базового курса географии. Региональный курс позволяет:

- объяснить особенности длительных процессов и явлений в географической оболочке на планетарном, региональном, локальном уровнях;

- понять территориальные аспекты проблем, причин и следствий современного общества на примере региональных особенностей; Перейти на страницу: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Другие материалы

Характеристика транспортного комплекса России и продукции отрасли Статистика транспорта – это одна из отраслей экономической статистики. Объект ее изучения – транспорт, т.е. совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров. По характеру ...

Особенности развития Камчатского края В последнее время в России происходят крупные перемены в развитии туристского бизнеса. Если еще несколько лет назад эта отрасль экономики была развита достаточно слабо, то сейчас с каждым годом здесь можно наблюдать значительные перемены. ...