Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

Проведение экскурсии.

Каждая экскурсия должна быть глубоко продумана, чётко целенаправленна и строго согласована со всей системой школьной работы.

Экскурсия делится на три части:

1)

подготовку к экскурсии;

Сначала нужно определить целевую установку экскурсии, какие учебно-воспитательные цели желательно достигнуть.

Подготовка к экскурсии завершается составлением плана экскурсии, с которым учитель знакомит учеников. Он предупредит их относительно обуви, одежды, а также укажет, что нужно взять с собой.

2)

проведение её;

Вся дальнейшая работа будет состоять в выполнении плана экскурсии.

Проведение экскурсии состоит в походе на место экскурсии, в проведении учебно-воспитательной работы на основе ознакомления учеников с объектами экскурсии, в сборе образцов и т. п.

Ученики самостоятельно, но под наблюдением и руководством учителя выполняют задания. После этого ученики с учителем возвращаются в школу.

При проведении иллюстративной экскурсии, разумеется, ход занятий будет другой. Учитель так расположит учеников, чтобы они могли хорошо видеть объекты экскурсии. Затем он проведёт объяснение программной темы на основе осмотра этих объектов.

Экскурсия в природу сопровождается сбором образцов, зарисовками и отчётными сочинениями.

3)

обработку материала экскурсии и учебно-воспитательное использование её результатов.

Обработка материалов состоит в проведении принесённых с экскурсии образцов в такой вид, в котором их лучше обозревать. Образцы определяются. К ним пишутся этикетки, на которых обозначаются название образца, где, когда и, кем он взят.

На картах или на планах показывается маршрут экскурсии, местонахождение изученных объектов. Делаются начисто рисунки, чертежи объектов экскурсии. Пишутся отчётные сочинения на тему: «Что мы видели на экскурсии».

Экскурсии в музей.

Школьные экскурсии в музей требуют своей методики. В музее изучаемые предметы находятся не в естественных, а в искусственных условиях, на выставках в весьма концентрированном состоянии в виде экспонатов. Школьная экскурсия в музей должна быть тематической, по возможности, увязанной с проходимой в классе темой. Обзор музея ограничивается только отдельными комнатами и выставками, которые относятся к теме и доступны пониманию.

Многие методисты склоняются к тому, чтобы сам учитель давал объяснения на экскурсии. Музейный работник хорошо знает материал музея, зато учитель лучше его знает, что и как надо объяснить ученикам.

Посещение краеведческого музея хорошо увязывать не только с программной темой, но и с ознакомлением учеников со своим краем.

43.

Экологическое образование учащихся на уроках географии (9, 10 классах на выбор).

Экологическое содержание школьной географии наиболее полно освещено в работах Т.В. Кучер, Н.Н. Родзевич, С.В. Васильева, Т.В. Васильевой и С.И. Махова.

В курсах школьной географии содержатся законы и понятия, которые являются опорными в геоэкологии. К их числу относятся, прежде всего, законы о целостном и взаимосвязанном развитии природы, круговоротах веществ в природе, а также важнейшие понятия о природных комплексах, биосфере и географической оболочке. Вместе с тем, в программах и учебниках имеются собственно экологические понятия, относящиеся к теории и практике рационального природопользования и охраны природы (понятия об антропогенных ландшафтах, экологических проблемах, прогнозировании изменений в природе под воздействием человека и различных формах природопользования.

Важнейшим компонентом экологического содержания школьной географии являются экологические умения: познавательные, оценочные, прогностические и эколого-картографические.

Эти типы экологических умений (по С.И. Махову) подразделяются на виды: уметь объяснять особенности природных ресурсов, уметь давать оценку природных ресурсов, умение прогнозировать последствия воздействия человека на природу и другие.

Формирование экологических знаний и умений при изучении географии

Формирование геоэкологических понятий и умений учащихся происходит во всех курсах географии.

В 9 классе в курсе географии учащиеся изучают различные народнохозяйственные комплексы и экономические районы, получают знания об особенностях конкретных видов труда, воздействия их на природу и об основных экологических проблемах. Большое значение для становления экологического мышления имеет приобретение умения выполнять оценку природных ресурсов. Проведенные исследования (И.А. Обух, С.И. Заир-Бек, Д.П. Финаров) показали целесообразность формирования у учащихся понятий эколого-экономического содержания и умений эколого-экономической оценки природных ресурсов. Существенное отличие эколого-экономической оценки от экономической состоит в том, что при ее выполнении учитываются не только экономические, но и экологические последствия использования того или иного природного ресурса. Перейти на страницу: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Другие материалы

Ч рная металлургия Российской Федерации Металлургия начала свою жизнь с древних времён, на рубеже неолита и энеолита (медно - каменного века) человечество овладело выплавкой меди. Современная металлургия - это в наше время совокупность многих технологических процессов и произво ...

Природопользование Природопользование-совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли, рассматриваемая в комплексе Различают рациональное и нерациональное природопользование. Рациональное природопользование направлено на обес ...