Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

Во всех блоках присутствуют задания на проверку знания географической номенк­латуры.

Задания экзаменационной работы ориентированы на проверку знаний и умений по трем уровням: 1) воспроизведение знаний; 2) применение знаний и умений в стандартной ситуации; 3) использование знаний и умений в новой ситуации.

Воспроизведение знаний предполагает проверку усвоения фактов, простейших причинно-следственных связей, понятий, а кроме того, умения находить и определять по карте важные географические объекты. С применением знаний связаны задания, предпо­лагающие объяснение распространения и особенностей географических процессов и явле­ний, определение объектов на основании выделения их существенных признаков и т. д.

Таким образом, в экзаменационной работе подразумевается проверка большинства компонентов школьного географического образования: эмпирических и теоретических знаний, умений и в известной степени опыта творческой деятельности.

Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются числом за­даний и их типом.

Первая часть включает тестовые задания закрытой формы.

Вторая часть состоит из тестовых заданий разнообразных по форме.

Третья часть содержит задания, предполагающие развернутый, обоснованный от­вет на поставленный вопрос.

42. Учебные экскурсии по географии, их значение и методика проведения, примеры.

Экскурсии — одна из важнейших форм организации обуче­ния географии. Это форма организации занятий в природе, а также на предприятиях как производственной, так и непроиз­водственной сферы. Значение экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Кроме того, экскурсии играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования географической науки, в развитии их познава­тельной самостоятельности. В традиционной программе по географии, по которой многие года работали школы, были пре­дусмотрены как осенние, так и весенние экскурсии в природу. Цель этих экскурсий — закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о природных и хозяйственных объектах и явлениях для опоры при изучении теоретического материала. Во время экскурсий происходит це­ленаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной географии.

Большинство географических объектов отличаются значительной протяжённостью, сложностью и многообразием. Их можно обозреть только на месте их обычного нахождения. Для непосредственного ознакомления с ними учеников не обходимо проводить экскурсии.

Учебно-воспитательное значение географических экскурсий.

Педагогическая теория и практика подтверждают, что экскурсионная форма школьной работы обладает большой учебно-воспитательной эффективностью, а в преподавании географии применение её прямо необходимо. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает словесно-книжный схоластический характер. Экскурсии являются одним из средств преодоления формализма в обучении географии. Благодаря экскурсии достигается высшая форма наглядности преподавания географии.

Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность.

Давно отмечалось, что ничто так не сближает учителя с учениками, как экскурсия. Экскурсия укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает, привязывает их к учителю.

Экскурсия знакомит детей с природой, с окружающей действительностью. Она сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений.

Экскурсия знакомит детей со своим краем, с его разнообразными природными богатствами и с красотой отдельных ландшафтов. На экскурсиях учащиеся получают возможность собственными глазами видеть преобразующее воздействие коллективного труда на природу, использование социалистическим обществом сил природы, полезных ископаемых, земельных угодий.

Географические экскурсии и их подразделение.

Географические школьные экскурсии подразделяются по месту, по возрасту учеников, по цели, по содержанию, по методам.

Важно деление экскурсий по методу их проведения. В этом отношении экскурсии могут быть:

а) демонстративными, имеющими целью показ объекта экскурсии, сопровождаемый пояснениями (например, экскурсия школы на известковый карьер);

б) иллюстративными, на которых учитель объясняет какой- либо вопрос ученикам, иллюстрируя свой рассказ объектом экскурсии;

в) исследовательскими экскурсиями, на которых ученики в той или иной степени самостоятельно выполняют исследовательские задания. Перейти на страницу: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Другие материалы

Цветная металлургия Цветная металлургия – отрасль тяжелой индустрии, производящая конструкционные материалы. Она включает в себя добычу, обогащение металлов, передел цветных, производство сплавов, проката, переработку вторичного сырья, а также добычу алма ...

Методика проведения географических экскурсий в пределах левобережья Дона у с.Подгорное В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии яв­ляются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. По меткому выражению Н.Н. Баранского, экскур­сия – это «перевод географии со с ...