Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

«Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.

Для чего нужно создание достоверной, надёжной системы оценки уровней усвоения?

Упорядоченная, иерархическая классификация важна прежде всего для педагога-практика по следующим причинам:

1. Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конкретизирует цели учения, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.

2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретная классификация даёт возможность разъяснить учащимся ориентиры учебной работы, обсудить их.

3. Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к чётким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаётся более надёжной и объективной оценке.

С использованием таксономии учебных задач можно конструировать систему задач для выполнения поставленных дидактических целей, проводить диагностику знаний и уровня сформированности учебных действий учащихся, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды познавательной деятельности.

К настоящему времени известно большое количество разнообразных вариантов таксономий. Наибольшую известность получили подходы Б. Блума, В.П. Беспалько, Д. Толингеровой.

Недостатками рассмотренных таксономий являются:

· излишняя детализация подуровней репродуктивной деятельности в ущерб другим уровням;

· подмена уровня деятельности на типизацию решаемых задач (а их может быть очень много для каждой отдельной предметной области);

· слабая различимость признаков уровней усвоения и, как следствие, низкая диагностичность.

35. Основные компоненты содержания географического образования.

Знания - идеальное воспроизведение объективной действительности.теоретические эмпирические Это обобщённые знания. Отражают суть объектов и явлений, определяют их особенности, внутренние связи и отношения. (Законы, теории, причинно-следственные связи, понятия, закономерности). Отражают внешние особенности явлений и предметов. (Представления, факты). Сегодня повышение научного уровня школьной географии идёт за счёт увеличения доли теоретических знаний. Понятия - форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений. Общие – посредством, которых мыслятся однородные объекты и явления. Составляют научный фундамент географии. Единичные – понятия о конкретных явлениях и объектах, имеющих собственное географическое название. Служат основой географических описаний, характеристик. 1. о физико-географ. Объектах 2. об экономико-географ Объектах 1. о физико-географ. Объектах 2. о физико-географ. Объектах 3. о взаимосвязях между различными природными элементами, 3. о материках и природныхобластях, 4. о странах и народах. 4. о геогр. карте, способах изображения предметов и явлений. Представления – зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями. Ведущую роль имеют пространственные представления. Представления памяти Представления воображения На основе непосредственного восприятия объекта На основе описаний, отражающих действительность Причинно-следственные связи – выражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами. Закономерности - отражают наиболее существенные, повторяющиеся и устойчивые связи между географическими объектами, явлениями, процессами. Теории – обобщение опыта общественно-производственной и научной деятельности людей, выражающие основные закономерности развития в той или иной области природы и общества. Факты – географическая номенклатура, сведенья, данные В психологии, педагогике и методике нет однозначного определения понятий умений и навыков. Поэтому, мы рассмотрим концепцию Е.Н. Кабановой -Меллер об обобщённых приёмах умственного развития учащихся.

В данной концепции «приёмы учебной работы» - это способы, которым учащиеся решают учебные задачи. Они могут быть изложены в виде инструкций, правил. Умения – это способы деятельности, посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, приобретают новые и применяют их при решении учебных задач. Их применение требует обдумывания и не характеризуется автоматизмом. Навык отличается автоматизмом, в его основе лежит учебный приём, использование которого не требует обдумывания. Таким образом, умение является первым этапом формирования навыка. Показателем усвоения приёмов, умений и навыков служит их перенос, т.е. использование в решении новых задач. Сложный перенос требует перестройки приёма для решения задачи. Основные умения, которыми должны овладеть школьники, изложены в стандарте географического образования. Мировоззренческие идеи – это идеологическое обобщение имеющихся конкретных географических знаний. Примером может служить идея, отражающая диалектические взгляды на природу – тесная взаимосвязь всех компонентов природы, постоянное развитие и изменение природы. Идеи, отражающие роль антропогенного фактора в формировании окружающей среды, необходимости её охраны. Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Другие материалы

Развитие и размещение нефтяной промышленности вРоссии. Нефтедобывающая промышленность По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира. В ее недрах сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти. История развития нефтедобывающей промышленности в России ...

Ресурсы Мирового океана и перспективы их использования Мировой океан – будущее человечества. В его водах обитают многочисленные организмы, многие из которых являются ценным биоресурсом планеты, а в толще земной коры, покрытой Океаном – большая часть всех минеральных ресурсов Земли. В услови ...