Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

28. Методика преподавания начального курса физической географии.

В начальном курсе физ. географии перед учащимися впервые раскрываются понятия о природном комплексе, дается представление о такой взаимосвязи их компонентов, о целостности прир. комплексов, а так же о географ. оболочке как самом крупном прир. комплексе земли. Этому предшествует знакомство со слагающими ее компонентами: лито-, гидро-, атмо- и биосферой. В разделе «Литосфера» рассматривается развитие этой оболочки под влиянием внеш. и внутр. процессов. Здесь учащиеся получают первое представление об одной из важных закономерностей развития географич. оболочки – круговороте вещества на примере круговорота твердого вещества. В разделе «Гидросфера» изучают круговорот воды в природе (малый и большой), а так же взаимодействия между оболочками. Ряд примеров взаимодействия атмо- и литосферы приводится в разделе «Атмосфера»: зависимость температуры воздуха от высоты места и характера рельефа, атмосферное давление – от абсолютной высоты. Знание о компонентах геогр. оболочки и взаимосвязях между ними позволяют подвести учащихся к усвоению понятия «природный комплекс» и дать первое элементарное представление о географическое оболочке, которая является результатом взаимодействия между лито-, гидро- и атмо- и биосферой. Здесь же указывается, что изменение одного компонента приводит к изменению другого. Чтобы учащиеся лучше понимали материал, необходимо проводить экскурсии и беседы по их материалам.

Курс географии в 6 кл. имеет цель – дать учащимся знания о геосферах, об основных компонентах природного комплекса и взаимных связях между компонентами и заложить фундамент для географии в 7 – 8 кл. Начальный курс физ. географии содержит богатые возможности формирования у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, т.к. он знакомит учащихся с материальным миром, в котором явление действительности взаимосвязаны друг с другом и находятся в непрерывном движении и изменении. В процессе изучения этого курса школьники развивают абстрактное мышление, учатся выводить общие понятия на основе получаемых представлений и единичных понятий. Цель начального курса физ. геогр. заложить основы воспитания у учащихся бережного отношения к природе как к источнику всех благ, которые использует человек, как к среде его жизни, показать значение географической науки в оценке и правильности использования территории в интересах народного хозяйства. Существенная роль начального курса физ. геогр. в формировании многих умений нужных для наблюдения природных явлений, а так же для камерального и полевого исследовании природы. Это визуальные наблюдения объектов и явлений природы, запись и обработка наблюдений и т.д.

29. Методика преподавания курса физической географии материков и океанов.

Цели: География материков и океанов – 1-й школьный курс региональной физ. геогр. - сформировать знания о физико-гограф. особенностях материков как частное

дадим им оцен­ку с позиций реализаций современных целей среднего географического обра­зования — научить школьников учиться, обеспечить формирование их по­знавательной самостоятельности, подготовить к самообразованию. Многолетний опыт обучения географии в школе подтверждает эффек­тивность классификации методов по источникам знаний. В этой классифика­ции выделяют три группы методов: словесные» наглядные и практические. Она сложилась на основе исторических этапов развития обучения в школе. Однако для методики обучения географии такая классификация важна не только по этому признаку. Школьный учебный предмет «география» тесно связан с географиче­ской наукой по структуре, содержанию и методам. Известно, что результаты научных географических исследований отражены в описаниях и характери­стиках объектов и явлений, отдельных территорий, в формулировках науч­ных понятий, принципов, закономерностей, в схемах и зарисовках, в моделях (карты, профили, статистические показатели и т. д.), а также в характеристи­ках методов, применяемых в научных исследованиях.

Приемы ознакомления учащихся с общими характеристиками стран. Выявление в экономической географии каждой страны тех черт, которые присущи ей, как представителю определенного социально-экономического типа; рассмотрение и объяснение индивидуальных особенностей страны. Типовой план экономико-географической характеристики страны, развитие проблемно-страноведческого направления в географии и его отражение в школьной географии.

30. Методика изучения курса физической географии России.

Курс физ. географ. России имеет особое значение в географическом образовании учащихся. Этим курсом завершается изучение школьной физ. Географии и создается опорные знания для курса эконом. географии России. Образовательная цель курса – формирование знаний о природных условиях и естественных ресурсах нашей страны и так же совершенствование умений составлять физико-географическое описание и характеристики отдельных компонентов и географич. объектов. при изучении курса физ. геогр. продолжается умственное развитие учащихся и прежде всего развитие у них «географической направленности мышления», когда изучаемая территория и отдельные компоненты природы рассматриваются в комплексе при постоянном установлении причинно-следствнных связей между ними. перед курсом поставлены важные воспитательные цели: способствовать развитию патриотизма, воспитанию бережного отношения к природе. Цели курса, завершающего физико-географическое образование школьника. Структура и содержание курса. Три основных раздела: «Общий физико-географический обзор России», «Природные условия и природные ресурсы крупных территорий», «Природа своей местности»; их содержание и взаимосвязь. Введение новых общих физико-географических понятий как условие повышения научного уровня курса. Ресурсный подход к изучению природы. ПТК крупных территорий и их внутренние различия - главный предмет изучения региональной части курса. Учебный комплекс по физической географии России. Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Другие материалы

Международное разделение труда Целью данной работы является краткий обзор и анализ основных тенденций процесса международного разделения труда в последние десятилетия двадцатого века и начале двадцать первого. Предмет исследования представляется крайне важны ...

Северный экономический район, его потенциал, отрасли, специализации и проблемы Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил -производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание ...