Altayinform.ru

Экономическая география

Предмет методики технологии обучения географии

К другим формам учебных занятий относятся консультации и индивидуальные занятия, ученические исследовательские группы, кружки, лаборатории, репетиторство (индивидуальные или групповые дополнительные занятия по отдельным темам, или целому учебному курсу, по школьным учебным курсам). Благодаря такой форме занятий ликвидируются пробелы в знаниях и развитии детей, а также достигается более высокий уровень подготовки, развития специальных способностей и дарований.

Традиционно применяемые в школьной практике типы и виды уроков с их упрочившейся структурой не могли в полной мере удовлетворить потребности школьников в новых знаниях, в развитости и самостоятельности мышления и суждений, в разносторонних познавательных интересах; обеспечить формирование творческой личности, реализацию духовных и профессиональных потребностей. Все это не удовлетворяло и творческую натуру учителя, воспитателя, мастера. В свою очередь это и повлекло к поиску (как теоретиками, так и учителям и практиками) оптимальных видов и форм учебной работы, включение в традиционный учебный процесс заданий творческого характера. Был продолжен поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся через приобщение к самостоятельному исследованию научных источников с опорой на потенциальное использование наличного учебно-практического опыта детей.

25. Экологическое образование учащихся на уроках географии

(6, 7, 8 классах на выбор).

Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показатель — насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.

Формирование экологического мышления — непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учрежде­ния, школа, вуз. В школе в начальных классах ребенок на уроках окружающего мира, естествознания расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы, когда формируется абстрактное мышление, он осознает необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «человек — природа, последствия этих отношений. В старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обоб­щение, сравнение и т д., учащийся может оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути решения.

Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. Главная цель таких уроков — формирование экологического мировоззрения у ребят, помощь в становлении экологически грамотной личности. Далее в качестве примера приведена разработка экологического урока в 6 классе.

Цель - формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Задачи: 1. Усвоение основных понятий по геоэкологии.

2. Развитие потребности участия в природоохранной деятельности.

3. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между воз­никновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной дея­тельностью человека, решать эти пробле­мы на доступном для учащихся уровне.

4. Формирование уверенности в необ­ходимости и возможности решения эко­логических проблем.

Методы и приемы, используемые в ра­боте: наблюдение, мониторинг, анализ, синтез, обобщение, моделирование про­ектов решения экологических проблем, анкетирование, опрос, беседа.

Приемы: работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительные характеристики объектов, установление причинно-следственных связей, задания проблемного характера, разработка и защита проекта, задания исследовательского характера, сочинения и рефераты, экскурсии, практические работы, работа с картами, ролевые игры.

Технологии: личностно ориентированное обучение, коммуникативно-диалоговая деятельность, развивающее обучение.

Экологическая образованность состоит из:

1. Системы знаний о взаимосвязях природы и человека.

2. Отношения к природе как одной из главных ценностей; экологически целесообразного поведения и деятельности.

3. Осознания причин возникновения экологических проблем, анализа ситуаций с эколого-географической и социально-экономической точек зрения, умения находить пути решения проблемы на ло­кальном уровне.

4. Системы умений и навыков природоохранной деятельности.

Основные термины и понятия: виды и последствия антропогенных изменений в природной среде, виды эколого-правовой ответственности, влияние природных условий на хозяйственную деятельность и быт человека, геоэкология, географическая среда, естественные и антропогенные ландшафты, круговорот вещества и энергии в природе, геоэкологические факторы здоровья, мониторинг окружающей среды, медицинская география, правила поведения в природе, пути решения экологических проблем различного уровня, рациональное и нерациональное природопользование, формы природоохранной деятельности, экологическая проблема, экологический императив, экологический потенциал ландшафта, эколого-географическая ситуация, экологическая агрессия, экологические общественные движения, экологическая экспертиза. Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Другие материалы

Потенциал экономики и социальной сферы Красноярского района Красноярский район расположен в восточной части Астраханской области в дельте реки Волга, граничит с Харабалинским, Приволжским, Наримановским, Володарским районами Астраханской области, на востоке – с Курмангазинским районом Республики К ...

Ч рная металлургия Российской Федерации Металлургия начала свою жизнь с древних времён, на рубеже неолита и энеолита (медно - каменного века) человечество овладело выплавкой меди. Современная металлургия - это в наше время совокупность многих технологических процессов и произво ...