Altayinform.ru

Экономическая география

Концептуальные положения устойчивого развития урбанизированных территорий

- разработка системы эффективного землепользования на урбанизированной территории и в пригородных зонах для производства экологически чистой продукции;

- обеспечение социально незащищенных групп городского населения (дети, пенсионеры, инвалиды войны и труда) экологически чистым и сбалансированным питанием;

- реализация экологически обоснованной демографической политики, направленной на повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, на охрану материнства и детства, регулирование миграционной политики;

- снижение социальных и инфекционных болезней путем оздоровления окружающей природной среды и обеспечения здорового образа жизни городского населения.

До настоящего времени в Российской Федерации существует система санитарно-гигиенической регламентации качества окружающей природной среды. Однако, нормативы нагрузок разрабатывались, исходя из возможностей воздействия тех или иных ингредиентов на здоровье человека. Если исходить из постулата, что человек – самое уязвимое звено биосферы – то метод нормирования качества окружающей природной среды на основе предельно-допустимых концентраций (ПДК), представляется весьма правомочным.

Однако, если же взять за основу то положение, что необходимы определенные гарантии недопущения глобальных и региональных изменений в биосфере, сокращения видового разнообразия флоры и фауны, то возникает необходимость перехода от гигиенических нормативов (ПДК) к экологическому нормированию. Такой подход требует дополнительных научных исследований на принципиально иных методологических подходах.

Э к о л о г о – о б р а з о в а т е л ь н о е и и н ф о р м а ц и о н н о е н а п р а в л е н и е

Согласно Хартии устойчивого развития европейских городов (г.Ольборг, Дания, 1994 г.) следует развивать механизм повышения интереса населения к экологическим проблемам, включая участие общественности в принятии решений. По нашему мнению, данный вывод можно в полной мере применить и к городской общественности Западной Сибири, обеспечив:

- формирование у городского населения современного уровня общей и экологической культуры;

- бережное и технологически грамотное использование природного и культурного наследия;

- реализация общеобразовательных и специальных природоресурсных и экологических учебных программ. Под природоресурсными программами следует понимать расширение образования населения в области недропользования, лесопользования, водопользования, землепользования, с учетом соблюдения принципов экологической безопасности;

- осуществление расширения системы школьного экологического просвещения и культурно-экологического образования;

- организация информационного обеспечения по вопросам городского природопользования и охраны окружающей природной среды в печатной, радио- и телепродукции;

- реализация «народного мониторинга» по выявлению несанкционированного размещения отходов, аварийных выбросов и сбросов, других нарушений природоохранного законодательства.

В городах Западной Сибири, реализуя концепцию устойчивого развития, целесообразно наладить безвозмездный обмен информацией с целью принятия управленческих решений органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций, общественных объединений.

Реализация концептуальных положений по переходу городов Западной Сибири на модель устойчивого развития может проходить по различным вариантам в зависимости от социально-экономических, градостроительных, экологических, природоресурсных особенностей конкретного города.

По нашему мнению, те города Западно-Сибирского региона, в которых в настоящее время наблюдается сложная и крайне сложная экологическая ситуация, явившаяся следствием ускоренных темпов индустриализации Сибири и концентрации технологически и энергетически сложных производств (нефтехимия, металлургия, угольная промышленность, машиностроение) требуют специальных государственных федеральных программ с соответствующим госбюджетным финансированием. К числу таких городов следует отнести гг.Барнаул, Кемерово, Омск, Новокузнецк, Новосибирск. Данные государственных докладов о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации за 1990-2000 годы, основанные на материалах министерств и ведомств страны, включая МПР России, Госкомэкологию России, Росгидромет, Госстрой России, свидетельствуют о том, что перечисленные выше крупнейшие города Западной Сибири, постоянно вносятся в список особо экологически сложных городов страны из-за массированного загрязнения вредными ингредиентами окружающей природной среды. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Саудовская Аравия Королевство Саудовская Аравия, государство на Аравийском п-ове в Юго-Западной Азии. На севере Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом; на востоке омывается Персидским заливом и граничит с Катаром и Объединенными Арабс ...

Внешнеэкономические связи Бразилии Экономика Бразилии в значительной степени зависит от внешней торговли. Экспорт составляет 10—12% национального дохода страны. Однако доходов экспорта обычно не хватает для обеспечения равновесия платежного баланса. В 2009г. внешняя задолже ...