Altayinform.ru

Экономическая география

Экологическая ситуация в городах Западной Сибири

Ход экономических реформ в Российской Федерации отразился на изменении градообразующей базы урбанизированных территорий с перепрофилированием предприятий отдельных видов производств, в том числе и экологически опасных. Реструктуризация хозяйственной деятельности в ряде случаев привела к оптимизации потребления водных, земельных, сырьевых и энергетических ресурсов. В то же время, в хозяйственную деятельность были вовлечены земли природных зон, что имеет и негативные экологические последствия, поскольку почвы в 20-ти километровой зоне вокруг промышленных объектов и территорий городов имеют значительное накопление тяжелых металлов и других загрязнений, вокруг г.Новокузнецка – накопление в почвах свинца и цинка.

Многолетнее загрязнение почвы техногенными токсикантами приводит к глубоким изменениям физико-химических, агрохимических, биологических свойств почвы. Загрязняющие вещества по трофическим цепям могут поступать в организм человека. Степень опасности загрязнения почв комплексом тяжелых металлов оценивается по индексу загрязнения почв химическими веществами. Сильно загрязнены мышьяком почвы 5-ти километровой зоны вокруг предприятий в гг.Новосибирске и Белово. Среднее содержание мышьяка в почвах выше предельно допустимых концентраций (ПДК) обнаружено, по данным природоохранных органов, на территориях гг.Барнаула, Прокопьевска, Рубцовска.

По данным многолетних наблюдений загрязнение почв водорастворимым фтором выше ПДК фиксируется в ряде городов Урала и Сибири, в том числе, в городах Алапаевск, Асбест, Верхняя Пышма, Новокузнецк, Новокуйбышевск, Первоуральск, Томск, Усолье-Сибирское, Шелехов.

Поскольку на начало 2000-2001 гг. отмечен рост в Российской Федерации промышленного производства (до 8 % в год), то такая тенденция чревата дальнейшей эскалацией экологической напряженности в отдельных регионах и городах с населением свыше 1 млн. человек. По оценкам Госкомстата России наращивался объем выпуска продукции химической и нефтехимической промышленности (21.7 %), черной и цветной металлургии (соответственно 14.4 % и 8.5 %), угольной (8.8 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (17.2%).

Существенное влияние на степень экологической безопасности оказывает транспортно-коммуникационная инфраструктура, как в стране, так и в Западной Сибири. Экологические проблемы городов обостряются вследствие интенсивной автомобилизации, которая в мегаполисах достигает до 300 автомобилей на 1 тыс. жителей. Такая ситуация наблюдается в Московской, Саратовской, Челябинской и Новосибирской агломерациях. Загрязнение воздушного бассейна выбросами вредных ингредиентов от автотранспорта в крупнейших городах (с населением 500 тыс. чел. и выше) превышает 50 % от общего объема выбросов в атмосферу.

Для Западной Сибири большое значение имеют вопросы градостроительства на северных территориях, поскольку природная среда на севере характеризуется слабой устойчивостью к антропогенным нагрузкам. При использовании недр и строительстве поселений возникают такие негативные явления, как заболачивания, термоэрозия, карст, просадки, оползни и т.д.

Установлено, что в течение последних 20-25 лет природные ландшафты Крайнего Севера деградируют со скоростью 0.1 % до 2.0 % территории в год. при этом полностью теряется растительность, обширные земли покрываются отвалами производства. По оценкам специалистов-экологов в Ямало-Ненецком автономном округе погибло до 50 % экосистем в результате промышленного освоения территории в ходе нефтегазодобычных работ и транспортировки продуктов добычи.

В результате освоения северных территорий крайне острая экологическая ситуация сложилась для коренных малочисленных народов Севера Западной Сибири. Изменение условий жизни и труда населения, нарушения экологического баланса, отчуждение земель традиционного природопользования под промышленное использование оказали неблагоприятное влияние на здоровье населения в регионе.

Около 25-30 % населения из числа коренных малочисленных народов стали экологическими мигрантами, они вынуждены были переселяться в более крупные поселения из-за сокращения площадей оленьих пастбищ, загрязнения водоемов, истощения животного и растительного мира. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Особенности регионального развития и размещения строительного комплекса Российской Федерации Строительство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. От него зависят многие, если не все, остальные отрасли. Именно поэтому так сложно им управлять и поддерживать равновесие между спросом и предложением. Строительный комплек ...

Новая Швеция Новая Швеция (швед. Nya Sverige) — шведская колония на берегах реки Делавэр на территории современных североамериканских штатов Делавэр, Нью-Джерси и Пенсильвания. Существовала с 1638 по 1655 год, а позднее перешла под контроль Голландии. ...