Altayinform.ru

Экономическая география

Учет и оценка природоресурсного потенциала и степени экологической безопасности отдельных территорий в Западной Сибири

По оценке природоохранных органов радиоактивное загрязнение окружающей природной среды может происходить из-за следующих причин:

- эксплуатации атомных электростанций и исследовательских ядерных установок (в год бывает до 50 случаев срабатывания аварийной защиты);

- технологический износ очистного оборудования, пылегазоочистных установок, хранилищ радиоактивных отходов;

- наличия радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива, а также выведенных из эксплуатации ядерных объектов различных отраслей промышленности.

Для расчетов важнейших инвестиционных приоритетов и определения суммы финансовых средств, необходимых для реализации целевых экологических программ на региональном уровне можно осуществить эколого-экономическое ранжирование урбанизированных территорий

Для того, чтобы реализовать указанное ранжирование городов Западной Сибири вводится понятие удельного территориального экономического ущерба, т.е. экономического ущерба, нанесенного всей массой выбрасываемых (сбрасываемых, размещаемых) загрязнений единице площади рассматриваемой территории:

,

где: Пуд – удельный годовой территориальный экономический ущерб, в руб.кв.км;

S – площадь оцениваемой городской территории, кв.км.

Таким образом можно реализовать на практике механизм ранжирования особо сложных в экологическом отношении городов Западной Сибири по уровню деградации окружающей природной среды, т.е. имеется возможность с помощью экономических методов оценить степень эколого-технологической безопасности урбанизированной территории вне зависимости от ее географического положения и социально-экономических показателей. Аналогичная работа выполнена на примере Томской области (таблица 41).

Ранжированный по эколого-экономическим показателям ряд городов и районов Томской области целесообразно использовать в практике природопользования органов государственного управления или органов местного самоуправления, как одно из научных обоснований для принятия хозяйственных решений о выделении необходимых финансовых и материально-технических средств для реализации природоохранных мероприятий и целевых экологических программ. Подобный методологический подход рекомендуется для широкого применения на территории Российской Федерации, что вполне вписывается в общие принципы концепции устойчивого развития городов и отдельных территорий.

Таблица 41

Приоритетность выполнения природоохранных мероприятий и ранжированный ряд городов и районов Томской области

Приоритетность выполнения природоохранных мероприятий

Населенный пункт

Численность населения (тыс.чел.)

Суммарный размер платы (млн.руб./год)

Площадь территории (кв.км)

Удельный территориальный экономический ущерб (тыс.руб./год на кв.км.)

1

г.Стрежевой

44.8

6.64

31.5

210.79

2

г.Томск

481.1

31.34

252.1

124.32

3

г.Кедровый

5.4

1.14

9.8

116.33

4

Колпашевский район

21.6

15.23

171.1

89.00

5

Асиновский район

14.9

4.38

592.2

7.40

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 

Другие материалы

Рекреационные и туристские ресурсы Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосист ...

Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края Экономико–географическая оценка природных ресурсов представляет собой одну из важнейших проблем экономической и социальной географии. Её проработке посвящены труды многих ученых. К их числу можно отнести труды И.В.Комара, Е.Б.Лопатина, ...