Altayinform.ru

Экономическая география

Учет и оценка природоресурсного потенциала и степени экологической безопасности отдельных территорий в Западной Сибири

Изложенные нами методические походы к оценке эколого-экономического ущерба в нефтегазоносных районах Западной Сибири позволяют как контролирующим органам, так и природопользователям, определять структуру платежей в экологические фонды всех уровней, а также намечать объемы финансовых средств, необходимых для проведения восстановительных работ в районе разлива нефти. Подобный подход основан на действующих и утвержденных нормативах, что является весьма веским аргументом для любого арбитражного суда.

Базовые нормативы платы за выбросы (сбросы) в природную среду, размещение отходов с научно-теоретических позиций ученых-экономистов в области экономики природопользования являются налоговой формой компенсации вреда, причиненного в процессе хозяйственной или иной деятельности окружающей природной среде, что квалифицируется как эколого-экономическая ответственность

Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в регионах и городах Западной Сибири от стационарных источников представляют собой часть величины годового удельного экономического ущерба, которая возмещает затраты на предотвращение воздействия сбросов этих веществ на реципиенты и достижение предельно допустимого уровня сбросов.

В ряде научных работ, посвященных экономическим оценкам ущерба от загрязнения, предпринималась попытка расценить так называемый предотвращенный ущерб как оценку эффективности природоохранных мероприятий. Наиболее полную концепцию экономического ущерба от воздействия техногенных выбросов разработал К.Г.Гофман, который считал, что в составе общественно необходимых затрат необходимо выделить особую компоненту под названием «издержки загрязнения». К таким издержкам относились затраты на:

- снижение выбросов в окружающую природную среду;

- компенсацию негативных социальных последствий выбросов, поступивших в окружающую среду;

- возмещение потерь сырья и продуктов с отходящими газами и сточными водами.

В соответствии с изложенной классификацией К.Г.Гофман определял затраты первого вида как издержки предотвращения загрязнения, затраты второго вида – как издержки компенсации негативных социальных последствий, затраты третьего вида – как издержки компенсации сырьевых потерь.

Издержки предотвращения загрязнения (затраты первого вида), представляющие собой инвестиции в целом по территории Российской Федерации на строительство (без эксплуатационных затрат для функционирования очистных сооружений) природоохранных объектов, были использованы в эколого-экономических расчетах базовых затрат специалистами Госкомприроды России для определения удельного экономического ущерба, причиняемого одной из природных сред (воздушной, водной) выбросом или сбросом одной условной тонны загрязняющего вещества.

Аналогичный подход можно использовать при расчете базовых нормативов платы для ингредиентов, имеющихся на конкретной территории субъекта Федерации, исходя из затрат на природоохранные цели, статистические данные о которых сосредотачиваются в республиканских, краевых и областных природоохранных и природоресурсных программах.

Расчет величины годового удельного экономического ущерба от сбросов, поступающих в водный объект от предприятий конкретного субъекта Федерации можно произвести по формуле:

руб./усл.т,

где: УA – величина годового удельного экономического ущерба от сбросов в водный объект;

ИA – инвестиции для предприятий субъекта Федерации, необходимые для достижения нормативного уровня сбросов загрязняющих веществ в руб.;

DQA – объем сбросов загрязняющих веществ, необходимый для достижения нормативного уровня в усл.тоннах;

DQA = Qs – Qн

Qs – годовой объем сбросов загрязняющих веществ в предшествующем году введению платы периоде в усл.тоннах;

Qн – годовой объем предельно допустимых сбросов в расчетном периоде в усл.тоннах, причем:

Норматив платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект определяется по формуле:

ПA = УA . АiA руб./т,

где: ПiA – норматив платы за сброс в водный объект единицы массы i-го загрязняющего вещества в руб./тонну;

АiA – показатель относительной опасности i-го загрязняющего вещества в усл.тоннах/тонну, причем

Для определения показателя относительной опасности i-го загрязняющего вещества применяется предельно-допустимая концентрация ПДК (среднесуточная), а при ее отсутствии – ПДК (максимально разовая).

Отдельно, по нашему мнению, следует кратко осветить вопрос о взимании платы за радиоактивное загрязнение окружающей природной среды. Такая постановка задачи может быть довольно актуальна для закрытых административно-территориальных образований и промышленных центров Западной Сибири, осуществляющих эмиссию радионуклидов в атмосферу и водные объекты.

Нормативы платы за радиоактивное загрязнение окружающей природной среды определяются как произведение удельного экономического ущерба на показатели относительной опасности конкретного радионуклида. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы

Развитие и размещение газовой промышленности в России Газодобывающая промышленность Газовая промышленность − быстроразвивающаяся и самая мо­лодая отрасль топливной промышленности России. Отрасль зани­мается добычей, транспортировкой, хранением и распределением природного газа. Она яв ...

Задачи и методы исследования в демографии Демография — наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле — малоизвестной) наукой для большинства наших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова «демография», «демографический» в разли ...