Altayinform.ru

Экономическая география

Учет и оценка природоресурсного потенциала и степени экологической безопасности отдельных территорий в Западной Сибири

Оценка природных ресурсов в стоимостном выражении позволяет формировать новое сознание с преобладанием экологических приоритетов и ценностей и является одним из принципов стратегии экологического менеджмента.

В настоящее время Администрация Томской области, считая необходимым способствовать сохранению и развитию комплексного подхода к природопользованию, подготавливает проект решения областной Государственной Думы о внесении изменений и дополнений в существующий механизм природопользования. Кроме того, в проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» Администрацией Томской области предлагается включить статью «Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование» в редакции, которая предусматривает:

1. Получение лицензии (разрешения) на комплексное природопользование также и в случае пользования одним видом ресурса;

2. Для различных видов природопользования – разный порядок получения лицензии.

По нашему мнению, комплексное природопользование может осуществляться при реализации следующих задач:

- ведение отраслевых и комплексных кадастров природных ресурсов (включая городские кадастры, отражающие состояние окружающей природной среды);

- создание региональных систем мониторинга природных ресурсов и окружающей природной среды;

- осуществление стоимостной оценки природных ресурсов с учетом их многоцелевого использования;

- проведение эколого-хозяйственного зонирования территорий, определение их ассимиляционной способности;

- создание единых целевых фондов сохранения и воспроизводства природных ресурсов

Изменить природоресурсную и экологическую ситуацию, по нашему мнению, в Западной Сибири, в большей мере, возможно путем совершенствования отдельных элементов управления природопользованием, в том числе экономическим механизмом природопользования. Одним из таких элементов мы считаем современный подход к определению эколого-экономического ущерба, наносимого предприятиями и организациями нефтегазового комплекса окружающей природной среде в Западной Сибири.

В целом расширение прав и полномочий субъектов Федерации соответствует в данный момент национальной идее построения федеративного государства, а, следовательно, на региональном уровне необходимо разрабатывать собственную нормативно-правовую базу, не противоречащую федеральному законодательству.

При таком научно-методическом подходе проблема определения эколого-экономического ущерба для Западно-Сибирского экономического района становится весьма актуальной. По нашему мнению, методически следует оценить загрязнение нефтепродуктами или отходами бурения (наиболее распространенные виды загрязнений в Западной Сибири, о чем упомянуто выше) следующих природных сред: земельных ресурсов, лесных ресурсов и водных объектов

Мы не являемся сторонниками того, что в случаях возникновения аварийных ситуаций на нефтепромыслах и магистральных нефтепроводах необходимо оценивать в полной мере степень загрязнения атмосферного воздуха. В данных нештатных экологических ситуациях было бы более целесообразно сосредоточить внимание специально уполномоченных органов управления природопользованием на депонирующих природных средах, которые накапливают загрязнения.

Компенсационные (сумма ущербов) выплаты природопользователями за причиненный ущерб окружающей природной среде (Вк) можно определять по формуле:

Вк = Узем + Улес + Увод, где

Узем – ущерб, наносимый земельным ресурсам, руб.;

Улес – ущерб, наносимый лесным ресурсам, руб.;

Увод – ущерб, наносимый водным ресурсам, руб.;

В свою очередь, эколого-экономический ущерб, наносимый земельным ресурсам нефтяными загрязнениями, следует определить, исходя из нормативной цены земли в конкретном субъекте Федерации Западной Сибири.

Установленная решениями органов исполнительной власти в регионе нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня рыночной цены.

Нормативная цена земель лесного фонда будет складываться из суммы двух соответствующих показателей: нормативной цены земли и стоимости объектов растительного мира.

Ущерб, наносимый лесным ресурсам, в случае возникновения аварийной ситуации на нефте-, газопроводе, несложно подсчитать по стоимости древесины, отпускаемой на корню, а также следует определять стоимость объектов животного мира, находящегося на данной территории.

Нанесенный ущерб водным ресурсам (включая водные биоресурсы) следует подсчитывать, исходя из базовых нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ, по формуле:

Увод = 5 Nб . mn .

где: Nб – базовый норматив платы за сброс нефти и нефтепродуктов в водные объекты, руб./т;

mn – масса нефти, т;

kэс – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости, который для водоемов Западной Сибири принимается в интервале значений для Алтайского края и Республики Алтай – 1.02 – 1.05; Кемеровской области – 1.02 – 1.29; Новосибирской области – 1.02 – 1.14; Омской области – 1.02 – 1.18; Томской области 1.02 – 1.04; Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов – 1.02 – 1.05. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы

Миграция. В чем минусы и плюсы Что такое миграция? По определению, миграция (лат. migratio – переселение) – процесс территориального перемещения населения с целью улучшения условий своей жизни. Это сухая информация, которая не отражает положительных и отрицательных стор ...

Ростов-на-Дону Росто́в-на-Дону́ — город в России, расположенный на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места ее впадения в Азовское море, расстояние до Москвы 1094 километра. Административный центр ...