Altayinform.ru

Экономическая география

Учет и оценка природоресурсного потенциала и степени экологической безопасности отдельных территорий в Западной Сибири

Не получили правового оформления следующие направления:

- стимулирование ресурсосбережения;

- полноценное включение расходов на охрану природы в структуру бюджетов всех уровней;

- долгосрочные государственные экологические и природоохранные программы во взаиморасчетах между Федерацией и ее субъектами;

- отбор и обеспечение экологических и природоохранных приоритетов;

- создание информационного пространства для обоснованного внедрения в природопользование налогов рентного характера и постепенное проведение в жизнь принципа «платит потребитель природных ресурсов».

Анализ современной нормативной правовой базы природопользования и охраны окружающей природной среды показывает, что противоречия в законодательстве углубляются из-за нестыковки ведомственных интересов.

Например, порядок предоставления участка лесного фонда в аренду, определенный Лесным кодексом РФ, не учитывает порядка выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира. Согласно статье 37 федерального закона «О животном мире» для предоставления объектов животного мира в долгосрочное пользование органы исполнительной власти принимают решение, а специально уполномоченный орган выдает лицензию. Согласно Лесному кодексу РФ участок лесного фонда должен быть предоставлен в аренду для нужд охотничьего хозяйства на основании конкурса, проводимого специально уполномоченным органом по решению органов исполнительной власти. Таким образом, теоретически животный мир может получить один пользователь, а лес – другой

Нет единого подхода к вопросу, что понимать под пользованием участком лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства: среду обитания или участок, где охотопользователем ведется хозяйственная деятельность.

Кроме этого, в структуре охотничьих угодий может оказаться водный объект, на пользование которым также должна быть получена соответствующая специальная лицензия.

В данной ситуации важным представляется комплексный подход к использованию природных ресурсов, определенный статьей 18 действующего федерального закона «Об охране окружающей природной среды», и развитый в статье 45 проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Природопользователь получает лицензию на комплексное природопользование при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность. В лицензии указываются условия хозяйственной деятельности, нормативы и ограничения.

Лицензия на комплексное природопользование может выдаваться и в случае пользования одним видом природного ресурса

В Томской области впервые в практике природопользования в 1993 г. Государственный комитет по охране окружающей среды предпринял попытку произвести экономическую оценку природных ресурсов области и ввести на ее территории платежи за право пользования природными ресурсами. Расчет осуществлялся на основе «Методических рекомендаций по расчетам, определению и применению нормативов», разработанных ВНИИЦ «Экология» (1990 г.) и методики расчета ущерба, разработанной в лаборатории зоологического мониторинга ИСИЭЖ СО РАН под руководством доктора биологических наук Ю.С. Равкина Базой данных послужили материалы учета по Томской области, предоставленные Управлением охотничьего хозяйства области за период с 1987 по 1991 г., материалы по лесоустройству Управления лесами области (при расчете норматива платы за растительные ресурсы), данные НИИББ при Томском государственном университете

В основу расчета было положено определение биологической продуктивности, хозяйственно-возможной продуктивности угодий (с учетом норматива добычи), в ценах реализации охотохозяйственной продукции на 1993 г. (белка – 6.4 руб, заяц – 3, лисица – 35, горностай – 6, колонок – 8, соболь – 75, лось – 350 руб).

При расчете ставки платы за использование охотничьих ресурсов был применен площадной принцип платы за 1 тыс.га предоставленных угодий с обитающими на них охотничьими животными. Норматив платы составил 1168.4 руб./тыс.га.

В итоге в каждом районе Томской области были созданы комиссии из представителей всех ведомственных служб, где рассматривались заявки природопользователей на конкретную территорию с учетом интересов жителей района. Пакет документов состоял из заявки, подписанной администрацией района, райкомитетом по охране окружающей среды, поресурсной лицензии, выдаваемой райохотнадзором, с указанием численности обитаемых охотничьих животных на заявленной территории, плана воспроизводственно-биотехнических мероприятий по существующим нормам, выкопировки карты с указанием границ

В Госкомэкологии Томской области природопользователи получали и получают комплексные лицензии с указанием вида осуществляемого природопользования, экологических требований и ограничений в процессе хозяйственной деятельности, нормативов состояния окружающей среды и использования природных ресурсов на основе определения экологической емкости территории. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы

Методика проведения географических экскурсий в пределах левобережья Дона у с.Подгорное В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии яв­ляются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. По меткому выражению Н.Н. Баранского, экскур­сия – это «перевод географии со с ...

Ресурсы Мирового океана и перспективы их использования Мировой океан – будущее человечества. В его водах обитают многочисленные организмы, многие из которых являются ценным биоресурсом планеты, а в толще земной коры, покрытой Океаном – большая часть всех минеральных ресурсов Земли. В услови ...