Экономическая целесообразность использования природных ресурсов, по оценке Минэкономразвития России, возможна лишь при комплексной социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала в рамках одноименного государственного кадастра.
В государственном природно-ресурсном кадастре устанавливаются лимиты использования тех или иных видов природных ресурсов, определяется плата за их использование, осуществляется выдача соответствующих лицензий. Кадастр должен содержать систематизированные данные по видам природных ресурсов и обеспечивать решение следующих задач:
- информационная подготовка процесса принятия управленческих решений, формирование приоритетных направлений инвестирования программ, мероприятий и проектов по изучению, воспроизводству, использованию и охране природных ресурсов;
- экономическая оценка природных ресурсов и установление лимитов их использования;
- совершенствование системы эколого-экономических показателей территории субъекта Федерации.
До настоящего времени остается актуальным вопрос разграничения права собственности на природные ресурсы между Федерацией и ее субъектами, между краями, областями и составляющими их муниципальными образованиями. Отсутствие критериев подобного разграничения, во многих случаях, приводит к противостоянию и конфронтации интересов федеральных и региональных органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления.
Вполне очевиден тот факт, что государственное управление природными ресурсами не эффективно без полной и достоверной информации о количестве, качестве и социально-экономической оценки отдельных видов природных ресурсов в границах административно-территориального образования Актуальными являются задачи инвентаризации и картографической привязки природных ресурсов (объектов), оценки их состояния в натуральных и экономических показателях, и их правовая привязка в зависимости от субъектов владения и распоряжения.
Большое значение имеет степень экологической безопасности в регионе, различные аспекты которой можно и нужно учитывать в кадастрах разной тематической направленности.
Отдельно следует остановиться на городских кадастрах, которые послужили бы исходным информационным материалом для принятия управленческих решений на уровне субъекта Федерации, города или какого-то иного муниципального образования. Типы городских кадастров и их тематическая направленность систематизированы в таблице 38.
Таблица 38
Рекомендуемые типы городских кадастров для учета и оценки природных ресурсов и степени экологической безопасности в Западной Сибири
Тип городского кадастра | Учитываемые объекты и явления |
Климатический | Состояние атмосферного воздуха, водных объектов, трансграничный и межрегиональный перенос загрязнений |
Детериорационный | Степень экологической безопасности атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, состояние недр, качество городских почв и земель, структура и масса отходов |
Эколого-экономический | Показатели экономической оценки водных и земельных ресурсов, объектов животного и растительного мира |
Рекреационный | Состояние особо охраняемых природных территорий, водоохранных и санитарно-защитных зон, зон реабилитации здоровья и отдыха, городских парков, лесов, зеленых насаждений общего пользования, зон рекреации |
Жилищный | Степень экологической безопасности жилых и общественных зданий и прилегающих к ним участков городской территории |
Промышленно-транспортный | Степень воздействия на окружающую природную среду промышленности, транспорта, энергетики, городского хозяйства |
Социально-демографический | Структура и состав городского населения, влияние экологической ситуации на заболеваемость и продолжительность жизни населения |
По мнению ряда авторов (Ю.Ю. Кабалова, Н.Н. Лукьянчиков, Р.Г. Мамин) процесс ведения кадастров включает в себя следующие этапы:
- регистрация объектов или явлений;
- кадастровое обследование и картографирование;
- учет и оценка качества (количества) объектов и явлений.
Перечисленные типы городских кадастров в отдельных случаях могут сводиться в единый комплексный городской кадастр, что наиболее актуально для городов Западной Сибири с напряженной экологической ситуацией и численностью населения до 250 тыс.чел. Аналогичный подход может найти применение и в других регионах Российской Федерации. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие материалы
Рекреационные ресурсы и туристские центры Чехии Туризм относится к отраслям экономики в значительной степени ориентированных на ресурсную базу. В зависимости от сочетания тех или иных рекреационных ресурсов формируются туристские центры разной специализации. Туристские ресурсы стран ...
Электроэнергетика Производство электроэнергии в России в 2000 г. составило 877,8 млрд. кВт-ч. За период экономических реформ этот важнейший показатель развития экономики значительно снизился. В начале 1990-х гг. он составлял более 1000 млрд. кВт-ч. Основная доля ( ...