Altayinform.ru

Экономическая география

Научно-методические способы экологизации региональной экономики.

- обеспечению экологических приоритетов;

- созданию информационного пространства для обоснованного внедрения в природопользование налогов рентного характера и реализации принципа «платит потребитель природных ресурсов»

По нашему мнению, для Западной Сибири, учитывая ее природоресурсное и социально-экономическое значение, особенно важно учитывать при формировании государственной стратегии устойчивого развития, баланс федеральных и региональных интересов. Во многих субъектах Федерации проблема экологической безопасности обострилась вследствие того, что скорость увеличения интенсивности вредного воздействия внешних факторов опережает скорость биологического приспособления живых систем к новым параметрам среды их обитания.

Методологически было бы целесообразно исходить их следующих предпосылок формирования государственной политики устойчивого развития в Западной Сибири, базируясь на информационных данных о возможности противодействия антропогенной деструкции биосферы:

- социальное и экономическое развитие общества, в ходе которого обеспечивается возрастающее качество жизни людей и минимизируются отрицательные воздействия на природу:

- соблюдение установленных государством, субъектами Федерации допустимых уровней внешнего воздействия на окружающую природную среду и человека;

- рациональное природопользование, при котором гарантируется ресурсное обеспечение интересов ныне живущих и будущих поколений;

- обязанность компенсации нанесенного здоровью человека и природе ущерба и взаимная ответственность административно-территориальных образований за состояние окружающей природной среды;

- своевременное выявление и восстановление нарушенных территорий (акваторий), экосистем и природных комплексов;

- сохранение биологического разнообразия.

В конечном счете методологические подходы к вопросам минимизации отрицательных антропогенных воздействий на окружающую природную среду в Западной Сибири можно сформулировать следующим образом:

- создание современных законодательно-правовых и экономических механизмов по обеспечению устойчивого функционирования предприятий эколого-опасных отраслей промышленности;

- техническая и технологическая модернизация основных фондов в условиях льготного налогообложения и льготной кредитно-ценовой политики;

- реализация методов и инструментов обязательного экологического страхования от предполагаемого ущерба окружающей природной среде и здоровью населения.

Современный подход к управлению качеством окружающей природной среды и обеспечению мер экологической безопасности должен основываться на подходах, имеющих превентивный характер, т.е. при использовании в управлении прогнозных оценок предполагаемых последствий хозяйственной деятельности или природно-техногенных явлений. Поэтому на уровне субъектов Федерации Западной Сибири большое научно-практическое значение необходимо придавать развитию системы экологического мониторинга, базовую основу которого составляют наблюдательные органы Росгидромета и Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляющие контроль состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, загрязнением почв пестицидами и тяжелыми металлами, радиоактивным загрязнением окружающей природной среды.

Поскольку природоресурсная и экологическая ситуация в субъектах Федерации изменяется медленно в позитивную или негативную сторону, то на основании информационных данных экологического мониторинга можно в среднесрочном и долгосрочном периоде времени определить перечень необходимых мер по охране и восстановлению нарушенных территорий.

Согласно Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440, государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов, при этом одним из важнейших условий является создание отлаженной системы взаимодействий «центр–регионы» Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы

Основные социально-экономические показатели развития г Рязани Город Рязань – административный, промышленный и культурный центр Рязанской области, расположен на северо-западе. Город основан в 1095 году. Первоначально он именовался Переяславлем Рязанским. Современное наименование город получил чере ...

Северо-западный федеральный округ В условиях становления в России рыночной экономики появляется необходимость рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого федерального округа в отдельности с целью анализа экономико-гео ...