Altayinform.ru

Экономическая география

Наука услышать друг друга

Ролевые характеристики мигрантов включают, с одной стороны, образцы поведения из культуры той социально-этнической группы, с которой поддерживалась предшествующая идентичность, а с другой - содержат предписание осваивать и следовать культурным образцам распространенным в принимающей среде. При этом складывается представление о допустимом или осуждаемом, а то и преследуемом сочетании этих образцов в процессах коммуникации и социального взаимодействия мигрантов и местных

Социальный статус мигранта относится к категории достигаемых, если выбор и обретение его происходит добровольно в силу самостоятельных решений и свободных действий личности. Социальный статус мигранта может быть предписанным, если миграция совершается под давлением неотвратимых обстоятельств, в силу тех или иных внешних по отношению к личности действий, создающих ситуацию вынужденности в перемещении (депортации, эвакуация, угон военнопленных, бегство из зон военных действий, природных и экологических катастроф). Определенный уровень предписанности, особенно применительно к этническим мигрантам, и особенно там, где формируются диаспоры и анклавы этнических мигрантов, может более или менее устойчиво сохраняться и в последующих поколениях мигрантов.

Определение и самоопределение в пространстве «местные – мигранты» всегда было очень важным аспектом взаимоотношений между теми, кто считал себя полноправными хозяевами территории и связанных с нею социальных прав. Коренной житель, местный, рожак, урожденный всегда были признаками определенной статусности, важной составляющей символического капитала по принадлежности к тем, кто определял себя в качестве того, что стало затем именоваться титульной нацией, то есть некой совокупности людей обладающих дополнительным социальным ресурсом

Что значит быть местным и как можно превратиться в него из мигранта и как происходит это превращение? Какова длительность такого рода статусных превращений? Разработки в отечественной научной литературе касающиеся коренизации мигрантов относятся к специфическим условиям советского времени, когда сами миграции имели специфический характер. Сегодня ситуация изменилась и прежде всего эти изменения коснулись содержательной стороны миграций, образования и организации миграционных сообществ, их по-своему целевых предназначений и установок мигрантов и самих миграций, а, соответственно, характера социальных взаимодействий с принимающим обществом, превращения мигрантов, по крайней мере по самоощущениям из категории мигрантов в категорию местных жителей.

Можно также заметить, что, предпосылки различных временных лагов в процессах социальной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, превращения мигрантов в местных заложены в условиях создающих миграционную мобильность и субъективных характеристиках тех, кто мигрирует, условиях принимающего общества, в том числе наличии в нем тех, кто мог бы оказать психологическую и другого вида поддержку как соплеменники.

В этих же условиях предписанность статуса и соответствующих ролевых ожиданий к поведению мигранта проявляется в стигматизации личности по признаку миграции. В частности это проявляется в оправдании мер по созданию системы миграционного контроля. С точки зрения административного управления и, особенно, в связи с проблемой терроризма, необходимостью предотвращения и пресечения криминальной, преступной деятельности свобода передвижения и выбора места жительства может быть и должна быть ограничена, а также дополнена возможностями контроля за местом нахождения мигранта и его деятельностью.

С позиций структурной функциональности важное методологическое значение для понимания влияния этнических миграций на характер и результаты социальных изменений в принимающем обществе имеет представление об их связи с другими системными структурами общественной жизни: институциональной организацией, экономической, социоструктурной (в том числе этноструктурной), политической, социокультурной подсистемами. При этом функциональной позитивности этнических миграций сопутствуют возникновение противоречий и социальных напряженностей.

Социальное взаимодействие иноэтнических мигрантов с местным населением неизбежно нагружено необходимостью приспособления собственных этнокультурных ценностей и норм к требованиям новой социальной ситуации при одновременном их сохранении и воспроизводстве для «внутреннего» (в семье, диаспоре) употребления. Устойчивые черты менталитета и особенности институциональной организации мигрирующих этносов могут вступать и реально вступают в противоречия с ментальностью, институциональными отношениями, социальной организаций социальных практик принимающего общества. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы

Воспроизводство населения Статистика населения является одной из самых древних отраслей статистики. В глубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и пр.). С ...

Структура воспроизводство населения и особенности миграции Особенности естественного движения, как и миграции, определяют возрастную и половую структуру населения. Это важные экономико-социальные демографические показатели, представляющие, в частности, базу для прогнозирования хода воспроизводства ...