Altayinform.ru

Экономическая география

Водохранилища России

Различаются озера и по происхождению котловин. Озера тектонического происхождения располагаются в прогибах и провалах земной коры. Крупнейшее тектоническое озеро Байкал располагается в грабене и поэтому достигает глубины 1637 м.

Ледниково-тектонические озерные котловины возникли в результате обработки ледником тектонических понижений земной коры: Имандра, Ладожское, Онежское. На Камчатке и Курилах озера главным образом вулканического происхождения. На северо-западе Европейской равнины происхождение озерных котловин связано с материковыми оледенениями. Многие котловины располагаются между моренными холмами: Селигер, Валдайское.

В результате обвалов в горных долинах возникли завальные озера: Сарезское на Памире, Рица на Кавказе. Небольшие по площади озера возникают над карстовыми провалами. На юге Западной Сибири множество блюдцеобразных озер, возникших в результате просадки рыхлых пород. При таянии льда в районах распространения многолетней мерзлоты также образуются блюдцеобразные неглубокие озера. Озера-старицы располагаются на поймах равнинных рек. По берегам Черного и Азовского морей находятся озера-лиманы.

Все крупные и крупнейшие озера России широко используются в народном хозяйстве. В них ловят и разводят рыбу. Особенно много рыбы, в том числе ценнейшей осетровой, вылавливают в Каспии. В Байкале существует промысел омуля. Озера используются и для судоходства. В котловинах озер добывают разнообразные полезные ископаемые: нефть и мирабилит в Каспии, поваренную соль в Эльтоне и Баскунчаке. Вода пресноводных озер используется для питьевых целей. По берегам многих озер находятся многочисленные санатории, дома отдыха. На территории России выделено девять озерных районов:

1) Северо-Западный озерный район, озер ледникового происхождения;

2) Азово-Черноморский - лиманов, связанных с деятельностью моря;

2 а) Северо-Кавказский - озер ледниковых и карстовых;

3) Прикаспийский - озер с образованием самосадочной соли;

4) Западно-Сибирский - суффозионных и горькосоленных озер;

5) Алтайский - озер моренного типа (Телецкое, Маркаколь);

6) Забайкальский - останцовых озер;

7) Нижнеамурский - озер сбросовых впадин, имеющих гидрологическую связь с рекой Амур;

8) Якутский - озер термокарстового происхождения;

9) Камчатский озерный район - озер вулканического происхождения (Кроноцкое, Курильское).

Водные пути сообщения России.

Реки и озера с древних времен используются для транспортных целей. Река Волхов входила в состав водного пути “из варяг в греки” (XI - XII вв.). Первой искусственной системой в России, соединяющей Балтийское море с Волгой, является Вышневолоцкая водная система. Издавна используются для судоходства реки Нева и Свирь. Для соединения бассейна Балтийского моря с бассейном Волги были построены три искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская и Марининская.

Вышневолоцкая водная система - самый древний искусственный водный путь в России, который соединил Петербург с бассейном Волги - поставщиком сырья и продовольствия для русской столицы. Водная система была построена в 1703-1709 гг. В состав системы входят: приток Волги - р.Тверца, Вышневолоцкий водораздельный канал, р. Цна, оз. Мстино, р. Мста, Сиверсов и Вишерский каналы (минуя оз. Ильмень), р.Волхов, обводной Ладожский канал и р. Нева.

Проект реконструкции Вышневолоцкого водного пути, производившейся в 1719-1722 гг., был выполнен гидротехником-самоучкой Михаилом Сердюковым и предусматривал устранение маловодности рек Тверцы и Цны путем сооружения водохранилища на водоразделе. В дальнейшем были улучшены судоходные условия р.Тверцы, на р. Мсте расчищены пороги, построены обводной Сиверсов канал из р.Мсты в р.Волхов (в обход оз. Ильмень).

Тихвинская водная система построена в 1811 г. Система начинается у Рыбинского водохранилища, проходит по рекам Мологе, Чагодице и ее притоку Соминке, Сяси, по Ладожскому обводному каналу и р. Неве. Тихвинская система в настоящее время не имеет большого транзитного значения ввиду малых глубин на реках. Используется только для прохода малотоннажных судов.

Марининская водная система построена в 1801 г. Сооружение этого пути было вызвано выходом России к Балтийскому морю в начале XVIII века. Водный путь включал свободные и шлюзованные реки и озера, а также соединительный канал: р.Шекcну, Белозерский канал, р.Вытегру, Онежский канал, р.Свирь, Ладожский канал, р. Неву. Водный путь имел большое количество шлюзов (39) и был пригоден только для судов с малой осадкой. Марининская водная система просуществует более полутора веков. Но со временем не могла обеспечить потребность народного хозяйства. Поэтому в 1959-1964 гг. была проведена полная реконструкция бывшей Марининской системы и создана новая глубоководная Волго-Балтийская магистраль. Протяженность трассы Волго-Балта (от Череповца до Вычегды) составляет 361 км. Кулой-Пинежский канал был построен в 1928 г., он соединил р.Кулой с р.Пинегой. Длина канала 6,5 км. Канал расположен в низкой и заболоченной местности и состоит из углубленных озер, соединенных между собой этим каналом. Реконструированный глубоководный путь позволяет вести бесперевалочную транспортировку грузов между портами пяти морей - Белого, Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского. Три искусственных водных пути соединяют Балтику с Черным морем: Березинский, Днепро-Неманский и Днепровско-Бугский. Березинская водная система соединяет Западную Двину с притоком Днепра Березиной. Работы по строительству соединительного канала были начаты в 1767 г., и в 1805 г. путь был открыт. В его состав входят р.Березина, Сергучский канал, р.Сергуть, оз. Плавно, водораздельный канал, оз. Бережта, р.Бережта, Верейский канал, реки Эсса, Улла, Западная Двина. В настоящее время водная система имеет местное значение и не пригодна для сквозного судоходства. Днепро-Неманский водный путь построен в 1770-1784 гг. и много раз перестраивался. В состав водной системы входят: р.Припять, р.Ясельда (приток Припяти), Огинский канал, р.Шара, р.Неман. В настоящее время водная система также имеет местное значение. Днепровско-Бугский водный путь проходит по р. Припяти, р.Пине (приток Припяти), Днепро-Бугскому каналу, р.Мухавец (приток Западного Буга), р.Западному Бугу. Работы по строительству Днепро-Бугского канала были начаты в 1775 г., но через некоторое время приостановлены. Основные работы по его сооружению были выполнены в 1846-1848 г.г. Движение судов осуществлялось в период весеннего половодья. Во время Великой Отечественной войны канал был разрушен. Восстановление и реконструкция шлюзов выполнены в течение 1945-1946 гг. Построено 10 новых шлюзов большего размера вместо старых 22. Но и в настоящее время канал для пропуска крупнотоннажных судов не пригоден. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы

Северо-западный федеральный округ В условиях становления в России рыночной экономики появляется необходимость рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого федерального округа в отдельности с целью анализа экономико-гео ...

Рекреационные и туристские ресурсы Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосист ...