Altayinform.ru

Экономическая география

Оценка рынка потребителей

Отрасль строительных и отделочных материалов является базой строительного комплекса. В ее составе более 20 направлений, которые дифференцированы по типам изделий и объединяют около 10 тыс. предприятий. При этом только около 2,25 тыс. из них - крупные и средние с общей численностью около 720 тыс. работающих. Таким образом, основу данной отрасли составляют, в первую очередь, средние и малые предприятия.

Основную долю продукции, производимой малыми предприятиями, составляют стеновые и нерудные материалы, местные вяжущие, конструкции из бетона, полимерные материалы. В настоящее время тарифное и ценовое давление предприятий-монополистов (увеличение цены на газ, топливо, бензин, электроэнергию и рост тарифов на перевозки) создает дополнительные трудности при прогнозировании экономической обстановки в отрасли. Следует отметить, что промышленность строительных материалов является одной из наиболее энергоемких, а также грузоемких отраслей. Объем перевозок продукции и сырья разными видами транспорта составляет 25% от общегосударственных грузоперевозок, а объем горных работ в отрасли превышает аналогичные объемы в черной и цветной металлургии.

За последние несколько лет в промышленности строительных и отделочных материалов наблюдается небольшой рост - на уровне 4-6%, однако эти показатели все еще далеки от уровня 1990 года. Основные причины этого - недостаток инвестиций, высокий износ и медленное обновление основных фондов, нехватка квалифицированных кадров.

Доля отечественной продукции на внутреннем рынке составляет около 93%. Однако по некоторым отделочным материалам доля импортных материалов достигает 20%, и в ближайшие годы ее вряд ли удастся существенно снизить. Это обусловлено отсутствием современных технологий и оборудования, а также некоторых видов химического сырья, которые невозможно закупать за рубежом из-за отсутствия средств у предприятий.

Сегодня отечественный рынок не испытывает дефицита практически по всем видам строительных материалов. При этом рост цен на грузоперевозки, связанный в основном с ростом цен на нефтепродукты, снижает потребительский спрос на продукцию.

Несмотря на тяжелое финансовое положение отдельных предприятий, обстановку в отрасли в целом можно назвать стабильной, а успешно работающие организации используют свои средства на финансирование перспективных проектов и обновление основных фондов. Так, в частности, в 2001 г. 60% капитальных вложений было освоено за счет собственных средств предприятий, и только 3% - из федерального бюджета. Остальные капвложения были осуществлены за счет средств привлеченных инвесторов и кредитов банков.

По данным Госстроя РФ, в 2002 г. в отрасли сохранилась положительная тенденция наращивания объемов производства строительных материалов, изделий и конструкций, однако темп прироста несколько снижается. Выпуск продукции промышленности строительных материалов в 2002 г. был на уровне 104,5% по отношению к 2001 г. (в 2001 г. по отношению к 2000 г. - 105,5%). Замедление динамики промышленного производства относительно 2001 г. обусловлено значительным износом основных производственных фондов и снижением динамики инвестиций в основной капитал, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров и недостаточной инновационной активностью производства. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Внешняя и внутренняя политика Голландии Нидерланды – первая страна в мире, вступившая на путь капиталистического развития. Буржуазная революция в этой стране прошла еще в CVI веке. Удивительно, но сравнительно небольшое государство было могущественным в то время, когда такие кру ...

Рельефообразование в пределах горных и равнинных стран Основные формы рельефа Земли – горы и равнины. Горы занимают около 40% суши земного шара, а равнины – более 60 %. Горы – это обширные, высоко приподнятые над окружающей местностью, сильно и глубоко расчлененные участки земной ко ...