Altayinform.ru

Экономическая география

Историко-культурные туристские ресурсы.

Якуты делились на множество родоплеменных групп, во главе которых сто­яли богатые скотоводы — тойоны, эксплуатировавшие бедняков. В XVII в. у якутов появляются феодальные отно­шения, а с середины XIX в. среди них ста­ла формироваться торговая буржуазия. В XVIII в. якуты приняли православие, сохранив, однако, многие прежние ани­мистические верования и шаманизм. Важ­ное место в их духовной культуре зани­мали героические сказания. Существен­ное развитие получило (с XIX в.) изобра­зительное искусство (резьба по кости и дереву).

За годы Советской власти, и особенно после создания Якутской автономии, хо­зяйство, культура и быт якутов сущест­венно изменились. Значительное раз­витие, в частности, получило, как уже отмечалось, земледелие. Ушло в прош­лое жилище, соединенное с хлевом. По­лучили распространение крупные по­селения с домами современного типа. Часть якутов переселилась в города и рабочие поселки и работает в мест­ной промышленности.

Прежняя традиционная одежда из оле­ньих шкур сохранилась только в качестве промысловой и дорожной, но меховая обувь широко распространена и до сих пор. Пищевой рацион существенно изме­нился главным образом за счет большего употребления хлебно-крупяных изделий и овощных блюд.

Якуты ежегодно отмечают «ысыах» — праздник весны, сопровождаемый конными состязаниями, массовыми танцами и играми.

В бассейне среднего течения Енисея и к востоку от него, на обширных простран­ствах сибирской тайги, жили эвенки (тунгусы), а в зоне дальневосточной тай­ги — близкие к ним эвены (ламуты), тра­диционное хозяйство которых издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьюч­ных и верховых оленей. Охота на копыт­ных животных (главным образом на лося и оленя) и на птицу давала им пищу, а на пушных зверей — товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографиче­ских групп. Летом эвенки и эвены обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заго­тавливалась впрок. Зимой эвенки и эвены уходили в глубь тайги — в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы.

Кочевому быту эвенков и эвенов соот­ветствовало их основное жилище — ко­нический чум, крытый выделанными оле­ньими шкурами (без шерсти) или бере­стой; лишь отдельные южные группы эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить в избах русского типа. В местах промы­слов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах и деревьях. Зимой для передвижения пользовались ориги­нальными широкими лыжами, а также санями-волокушами. Традиционная оде­жда представляла собой своего рода каф­тан из оленьего меха с не сходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин — более короткий и широкий, с богатой вышив­кой. Под кафтан надевали кожаные или меховые штаны, на голову — чепчикообразную меховую шапку (южные женщи­ны-эвенки, подобно кетам, носили плат­ки), на ноги — ноговицы или унты.

До XVII в. у эвенков и эвенов сохра­нялся патриархально-родовой строй с пережитками архаических обществен­ных отношений. Однако многие группы их уже в то время стали втягиваться в тор­говые связи с якутами и бурятами. После прихода русских купцов и скупщиков торговля расширилась, что при­вело к разложению родоплеменного строя. Формально эвенки и эвены были крещены, но господствующей формой религии оставался шаманизм, развитый больше, чем у других народов Сибири. Существовал и промысловый культ, связанный с верой в духов — хозяев природы и покровителей промыслов. В тунгусском фольклоре преобладали сказания о богатырях. Изобразительное искусство было представлено главным образом резными фигурками из бересты, геометрическим орнаментом из бисера на одежде. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Перспективы развития ТЭК. Возможные пути решения энергетических проблем Для России с ее природно-климатическими и территориально-географическими особенностями большое значение имеют выработ­ка и реализация региональной энергетической политики. Ее основополагающим моментом является сохранение роли государства в ка ...

Влияние природных политических экономических и экологических факто Отраслевая экономическая география изучает пространственное размещение промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта в различных областях и районах с учетом экономических законов, влияние природных условий, культурного нас ...