Altayinform.ru

Экономическая география

Крупные центры и характерные черты их размещения

Коломенский завод располагается на территории одного из высокоразвитых субъектов Российской Федерации – Московской области. В ней сосредоточено около трети всех городских поселений Центрального района, в том числе почти половина городов с населением более 100 тыс. человек. Отличительная особенность области – наличие системы городов науки , что свидетельствует о широком развитии в ней научно-технических комплексов и структур, связанных с НИОКР.

Однако Коломна, как и ряд других городов (Клин, Дмитров, Серпухов, Можайск и др.), образует кольцо городов удаленных от центра страны – Москвы, влияние которой ощущается здесь повсюду, постепенно убывая к периферии.

Завод имени Лихачёва (ЗИЛ)

Датой основания ЗИЛа считается 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916г. Именно в этот день начальник «Главного Военно-технического Управления России» генерал-майор Г. Кривошеин, в Тюфелевой роще под Москвой, при изрядном стечении публики заложил первый символический камень в фундамент нового завода. Но все же, основными действующими лицами проекта были известные русские предприниматели Степан и Сергей Рябушинские, а также владелец "Переяславской мануфактуры" А. Кузнецов. Рябушинскими планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, а также штабных легковых автомобилей по лицензии французской фирмы Hotchkiss.

В Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка автомобильного завода, который к марту 1917г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков. Трудности сорвали планы строительства завода в намеченные сроки, тогда Рябушинские закупили в Италии машино-комплекты «Ф-15».

Первым директором АМО был назначен талантливый инженер Дмитрий Дмитриевич Бондарев, ранее возглавлявший Русско-Балтийский вагонный завод. Инженерно-технические специалисты и бывшие рабочие автомобильного отделения рижской фирмы составили ядро молодого коллектива московского завода.

Октябрьская революция, гражданская война и разруха не позволили заводу достроиться. На момент революции завод был построен на 95 %. 15 августа 1918г. АМО был национализирован под предлогом срыва Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством.

В октябре 1941г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал. 15 октября 1941 года завод из Москвы эвакуировали на восток. Оборудование перевезли в города Миасс, Ульяновск, Шадринск и Челябинск. Эвакуированные люди и оборудование стали основой заводов: Ульяновского, Уральского (Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного.

Однако после успешного подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 гг. ЗИС понемногу набирал обороты и с июня 1942г. с конвейера стали сходить военные грузовики ЗИС-5В из ранее выпущенных деталей, а также полугусеничные тягачи ЗИС-22, ЗИС-42, выпускалось вооружение для фронта. В Ульяновске первого «Захара» выпустили 30 апреля 1942 года. Один из вариантов ЗИС-15 - ЗИС-15К позже лёг в основу послевоенного грузовика ЗИС-150.

В военный период на ЗИСе выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее).

В 50-е годы производство завода ориентируется на нужды населения. С 30 апреля 1950г. завод начал выпускать холодильники, а с января 1951г. приступил к производству велосипедов, производство которых прекратилось в 1959г.

Большую роль завод сыграл в судьбе КАМАЗа. На ЗИЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из Набережных Челнов.

В декабре 1991г. распался СССР, и порвались многолетние внутрисоюзные связи. Производственная программа была пересмотрена и расширена. Этому способствовала и конкуренция со стороны иностранных фирм, которую ранее ЗИЛ никогда не испытывал.

23 сентября 1992г. ПО ЗИЛ было приватизировано первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий России и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И.А.Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ". Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода орган управления - Совет директоров. Кроме головного завода, оно включало 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.

Конъюнктура рынка изменилась, нужны были грузовики грузоподъемностью не более трех тонн, рассчитанные на мелких предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки малых партий грузов, и большегрузные грузоподъемностью свыше 10 тонн. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы

Западная Сибирь Западная Сибирь является уникальным по многим показателям природоресурсным и промышленным регионом Российской Федерации. В большинстве своем у населения и специалистов в области природопользования и охраны окружающей природной среды сложил ...

География населения и городов мира География населения: предмет, задачи, основные понятия. В “Истории Геродота” дается описание населения территорий, которые он посетил. Страбон - его рабочий труд географии. В его труде дается страноведческое описание известной ...