Altayinform.ru

Экономическая география

Исторические особенности развития промышленности в районе

Первая промышленная революция - «революция паровых машин» в России произошла на рубеже XIX-XX вв. (в развитых странах Европы в XVIII - XIX вв.). Переворот начался в текстильной промышленности в Центральной России, где освободилось значительное количество крестьян. Мощная промышленность на основе старых металлургических производств формировалась на Урале. В XIX в. на долю этих районов приходилось 90% промышленного производства. Революция и гражданская война привели к развалу хозяйства.

В 30-е годы XX в. Россия вступила в период индустриализации (создание крупной машинной индустрии), отставая от развитых стран мира. Первые индустриальные объекты: Магнитогорский и Новокузнецкий металлургические комбинаты; автомобильные заводы ГАЗ и ЗИЛ; Волгоградский и Челябинский тракторные. Накануне Великой Отечественной войны в СССР была развита тяжелая промышленность, что помогло быстро перевести экономику на военные рельсы. Во время войны часть отраслей была эвакуирована на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию, а часть - разрушена.

Центральный экономический район.

Центральное положение района на перекрёстке транспортных путей благоприятствовало в прошлом формированию здесь политического и экономического ядра Русского государства. К XVIII в. здесь сложилась крупная мануфактурная промышленность и разнообразные промыслы, которые во 2-й половине XIX в. содействовали быстрому развитию капиталистических форм промышленного производства. В период социалистического строительства Центральный экономический район явился основной базой технической реконструкции народного хозяйства СССР. Благоприятное транспортно-географическое положение, наличие квалифицированной рабочей силы, научно-инженерных кадров, концентрация основных фондов способствовали высоким темпам роста многоотраслевого хозяйства района и превращению его в важнейшую базу индустриального развития и научно-технического прогресса. Характерна высокая концентрация промышленности, научных и учебных институтов, культурно-просветительских организаций и учреждений в центре района — Москве.

Наибольшее развитие промышленный и сельскохозяйственный комплексы Центрального района получили в советский период, особенно в годы индустриализации (1929-1941 гг.). В эти годы строились новые предприятия и обновлялись старые. Главное внимание уделялось развитию черной и цветной металлургии, а также машиностроительной промышленности. Для обеспечения работы всего промышленного комплекса электроэнергией были построены электростанции Шатурская, Каширская (в первые годы советской власти), далее - Рязанская, Смоленская, Костромская, Конаковская (в Тверской области), Новомосковская, Черепетская, Щекинская (все - в Тульской области). Работают все перечисленные ГРЭС на торфе, угле и газе. В самой Москве были построены несколько ТЭС, работающих на газе, для обеспечения нужд населения и предприятий. В военные годы 1942-1945 гг. газ в Москву поставлялся по новому тогда газопроводу Саратов (Елшанка) - Москва. В послевоенные годы строительство электростанций продолжалось. Были построены ГЭС на Волге - Иваньковская, Угличская, Рыбинская. В г. Сергиев Посад (тогда г. Загорск) была построена гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС), в 50-е гг. в г. Обнинске Калужской области была построена первая в мире атомная электростанция. В 70-80 гг. прошлого века были построены еще две атомные электростанции - Смоленская (пос. Десногорск) и Тверская (пос. Удомля).

За годы Советской власти Москва коренным образом изменяет и обогащает свой народнохозяйственный облик. Она превращается из “ситцевой” в машиностроительную, развивает также науку, подготовку кадров, проектно-конструкторскую деятельность, становится главной научно-технической лабораторией.

Уральский экономический район.

В процессе промышленного освоения Урала главное внимание до ХХ века уделялось отраслям, добывающим сырье, которые давали 90% всей промышленной продукции. Металлообрабатывающая промышленность была развита слабо, лишь Мотовилихинский, Воткинский, Златоустовский, Усть-Катавский и некоторые другие заводы выполняли несложное оборудование, метизы, инструменты, простые сельскохозяйственные машины. Пермский завод в Мотовилихе (основан в 1863) изготовлял стальные и чугунные орудия, артиллерийские снаряды. Воткинский (основан в 1759) в начале ХХ века занимал видное место в транспортном машиностроении, выплавлял паровозы, пароходы, шхуны. На Пожвинском в 1817 строились первые русские пароходы для Камы и Волги. На Нижне-Тагильском заводе Ефим и Мирон Черепановы построили в 1833-1834 первый русский паровоз. Он ходил по рельсовому пути, проложенному на протяжении свыше 800 м, и перевозил около 3,5 т груза со скоростью 15 км/ч. Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Особенности регионального развития и размещения строительного комплекса Российской Федерации Строительство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. От него зависят многие, если не все, остальные отрасли. Именно поэтому так сложно им управлять и поддерживать равновесие между спросом и предложением. Строительный комплек ...

Эфиопия Эфиопия — старейшая христианская страна и одно из старейших государств в мире. Флаг Эфиопии Основана: Х век до н.э. Официальный язык: амхарский Столица: Аддис-Абеба Крупнейший город: ...