Altayinform.ru

Экономическая география

Место машиностроения в народном хозяйстве Центрального и Уральского районов

Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики нашей страны, которая состоит из большого количества подотраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 1990 г. – 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Структуру и динамику развития общего промышленного машиностроения можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Структура и динамика производства промышленной продукции по отраслям

машиностроения в России, 2000 – 2004 гг.

Машиностроительный комплекс ЦЭР

по численности занятых и товарной продукции не имеет равных в стране. Среди отраслей машиностроения ведущее место принадлежит тем из них, которые в наибольшей степени зависят от наличия квалифицированных кадров и используют мощный научно-технический потенциал района.

Станкостроительная и инструментальная промышленность ЦЭР производит 1/5 металлорежущих станков и около 1/3 металлообрабатывающего инструмента в СНГ. Предприятия сосредоточены в Москве и Московской области (Коломна, Егорьевск, Дмитров), а также в Рязанской (Рязань, Сасово), Ивановской (Иваново) и Калужской (Сухиничи) областях. Предприятия электротехнической промышленности сосредоточены в столице и в области (Подольск, Серпухов), а также в Ярославле, Рыбинске, Владимире, Кольчугине. Приборостроение наи­более развито в Москве и в Московской области, а также в Орловской, Ярославской и Смо­ленской областях.

ЦЭР — родина отечественного железнодорожного машиностроения. Производство тепловозов сосредоточено в Коломне, Брянске, Калуге, Люди­нове, Муроме; вагонов — в Брянске, Твери, Мытищах.

Машиностроение в первую очередь определяет производственный профиль Центрального района. Его межрайонное значение очень велико. Благодаря наличию квалифицированных кадров и мощному научно-техническому потенциалу особенно развиты трудоемкие и неметаллоемкие отрасли: приборостроение, электротехника и электроника, станкостроение. Велика также доля района в общероссийском производстве транспортных средств и оборудования, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования для легкой промышленности и электроэнергетики. Специфика машиностроения района — высокий уровень развития общемашиностроительных отраслей: производства режущего и измерительного инструмента, подшипников, электрооборудования, нормалей, литья из черных и цветных металлов. Это обеспечивает большие преимущества в условиях необходимости часто менять модели выпускаемых изделий.

Машиностроение

Урала

производит около 16% промышленной продукции района и сосредоточено более чем на 150 крупных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тяжелое машиностроение развито в Свердловской обл. (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермском крае (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской обл. (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного оборудования в Уфе). Тяжелое машиностроение отличается наибольшей металлоемкостью и тесно связано с основными металлургическими предприятиями района. Важно также отметить его потенциальные возможности для технического перевооружения всего промышленного комплекса Урала. Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Западная Сибирь Западная Сибирь является уникальным по многим показателям природоресурсным и промышленным регионом Российской Федерации. В большинстве своем у населения и специалистов в области природопользования и охраны окружающей природной среды сложил ...

Сравнительная характеристика Центрального и Уральского районов машиностроения Березовский район – окраинный, находится на юго-востоке Пермского края, граничит с Лысьвенским, Кунгурским, Кишертским районами. Восточная граница совпадает с границей Свердловской области. Окраинное положение является основным минусом ЭГП ...