На успешность и прибыльность бизнеса, кроме отрасли и состояния конкуренции на отраслевом рынке, влияют также местоположение организации, её размеры и объемы производства.
Размещение предприятия представляет собой выбор его местоположения. Причем местоположение предприятия определяется в двух аспектах:
во - первых, намечается географический регион, государство или определенная территория (европейская, азиатская часть, юг, восток и т.п.);
во - вторых, производится привязка внутри выбранного региона к конкретной местности (в городской черте, в пригороде, в сельской местности).
Исходными, определяющими принципами при размещении предприятия являются следующие:
1)минимизация общих затрат на производство и реализацию продукции (производственно-сбытовых издержек);
2) характер выпускаемой продукции - для производственного или личного потребления, возможность и сроки хранения, транспортировки на значительные расстояния, энерго-, трудо-, ресурсоёмкость;
3)характер производственных процессов - экологичность, необходимость специальных технологий, сырья, источников электроэнергии и т.п.;
4)характер потребления - массовые или единичные продажи; наличие одного крупного потребителя или разветвленная сеть мелких.
При выборе общего географического региона местоположения учитывают действие следующих факторов:
а) возможность обеспечения созданного предприятия рабочей силой - наличие необходимого количества и квалификации работников, требуемый уровень их зарплаты, обеспеченность жильем и социально- бытовыми условиями и удобствами (магазины, развлечение, отдых, связь, транспорт и т.д.);
б)возможность обеспечения организуемого производства сырьем и материалами. Для материалоёмких производств важна близость к источникам сырья, что снижает транспортные затраты. Для потребляющих импортное сырье важна близость к портам, таможням, перевалочным базам;
в) наличие транспортных возможностей - вид необходимого транспорта, его грузоподъёмность, тарифы на грузоперевозки, сохранность грузов при транспортировке, возможность пакетирования и контейнеризации готовой продукции;
г)возможность обслуживания или условия обеспечения нормального производственного процесса - организация водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, утилизации отходов, наличие инфраструктуры бизнеса (банки; лизинговые, консалтинговые, рекламные компании; информационные и сервисные центры);
д) близость к рынку сбыта и географические границы рынка. Если все" производство ориентировано на одного потребителя (например, асфальто-бетонный завод или завод по производству железобетонных изделий) - на конкретную строительную организацию или ограничено территориально, то и размещать предприятие целесообразно на этой же территории для минимизации транспортных затрат на перевозку готовой продукции;
е) наличие и возможность получения правительственных льгот - офшорные (безналоговые) зоны, льготные кредиты, гарантии по кредитам, аренда помещений и оборудования на льготных условиях, дотации на создание новых рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров, льготы по налогам и т.п.;
ж) активность общественных движений и организаций на данной территории. Например, активность «зелёных» или каких - то партий по охране природы, исторических мест и т.д.;
з) перспективы развития региона, проводимая социальная государственная политика. Например, в северных регионах России экономика бурно развивалась в 80-е годы, а сейчас идёт массовое расселение Севера, сворачиваются многие производства; другие факторы. Перейти на страницу: 1 2 3
Другие материалы
Особенности развития и размещения отраслей топливно энергетическог Россия является крупной энергетической державой, обладающей 13% мировых запасов нефти. 14% природного урана. 45% газа и почти 25% запасов угля. Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования эконо ...
Рекреационное освоение острова Русский Туризм и природа вступают в конфликт. При этом туризм наносит вред окружающей среде и природным ресурсам. Экологи начинают сопротивляться такому туризму, посредством введения запретов и ограничений. Достижение сотрудничества, возможное ...