Altayinform.ru

Экономическая география

Результаты демографической политики

После образования КНР

в 50-е годы рожда­емость оставалась высокой, так как продолжали действовать прежние факторы: традиционное стремление к многодетной семье, надежда на то, что дети будут опорой в старости, зависимость от числа работников, обрабатывающих землю, в крестьянских семьях и т. п. В то же время в ре­зультате существенного улучшения медицинско­го обслуживания, повышения санитарной куль­туры населения, борьбы с эпидемиями, повыше­ния жизненного уровня населения в целом резко сократилась смертность. Китай оказался в переломной фазе демографического перехода, и население начало расти очень высокими темпа­ми. Это потребовало проведения сдерживающей демографической политики.

К активной демографической политике, направ­ленной на всемерное снижение рождаемости, при­ступили фактически в 70-х годах, а с начала 80-х начали осуществлять меры, поддерживающие семьи с одним ребенком. Политика планирования семьи включает предоставление различных льгот таким семьям: право на первоочередное получение жилья, бесплатное содержание ребенка в хорошем детском саду, преимущества при приеме в вузы и на работу, а также выплату ежемесячных пособий. При рож­дении второго ребенка семьи лишаются этих льгот и, как правило, вынуждены уплатить штраф, раз­меры которого в зависимости от доходов и района проживания могут составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч юаней (до 10—20 средних за­рплат). В ряде случаев (если первый ребенок — де­вочка, в наиболее зажиточных районах сельской местности и т. д., а также в районах проживания национальных меньшинств) с начала 90-х годов раз­решается иметь двух детей.

В целом демографическая политика Китая эффективна, особенно в городах, и привела к существенному снижению рождаемости — 15,2%0

При введении в Китае политики "одна семья - один ребенок" говорилось, что она рассчитана на одно поколение. Сегодня возникает необходимость оценить эффективность этой политики и целесообразность ее корректировки.

В настоящее время в действительности по-прежнему придерживаются "политики одного ребенка" небольшое число провинций, "политики полутора детей" - большинство провинций, "политики двух детей" - отдельные провинции и "политики многих детей" - меньшинство провинций. При введении этой политики в течение какого-то времени она была четко ориентирована. Политика планирования семьи (ППС) способствовала значительному сокращению числа рождений и размеров семьи. С вступлением в брачный и детородный возраст населения, родившегося после принятия курса на планирование семьи, особенно единственных детей в семье, число и пропорция тех, кому разрешено иметь двух детей, значительно возрастают. Так, в Шанхае, если не изменится нынешняя политика, правом иметь двух детей будут обладать абсолютное большинство супругов. Поэтому политика требует пересмотра.

Введение курса на то, чтобы женщины рожали "позже, реже и меньше", в 70-х годах в общем соответствовало китайской реальности, было легко принято населением и дало хорошие результаты. Однако в начале 80-х годов политика "одна семья - один ребенок" уже не отвечала действительности, с трудом воспринималась народом. Поэтому начиная с 1984 года пришлось "открывать небольшие лазейки", чтобы уменьшить сопротивление курсу. Судя по практическим результатам, все большее число людей принимают нынешнюю ППС, следовательно, ее еще можно в основном продолжать. Это, однако, не означает, что на этом пути нет трудностей. Фактически существенное сопротивление оказывается в деревне. И по этой причине также политика требует изменений.

С 1984 года ряд провинций стал вносить в ППС некоторые поправки, чтобы, с одной стороны, строго ограничить чрезмерно быстрый рост населения, а с другой - учесть интересы народа и его способность воспринимать политику. Нынешняя ППС сделала большой шаг вперед по сравнению с курсом "одна семья - один ребенок", но это не означает, что в ней нет нерациональных моментов. Последние проявляются, во-первых, в неполном учете разницы условий города и деревни; во-вторых, в слишком больших различиях в правах китайского населения и национальных меньшинств; в-третьих, в том, что недостаточно всесторонне продуманы обстоятельства, связанные с рождением второго ребенка; в-четвертых, в чрезмерной усложненности некоторых положений, что мешает разобраться в них низовым органам. Все это должно получить разрешение в будущей ППС. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Развитие и размещение угольной промышленности Уголь − наиболее распространенный вид топлива во всем мире, обеспечивающий развитие энергетики в течение долгого времени. Наша страна располагает огромными угольными ресурсами, разведанные запасы составляют 11% мировых, а промышл ...

Калининградская область на карте Европы На основе решений Потсдамской конференции (1945 г.) часть Восточной Пруссии (район Германии) вошла в состав Российской Федерации. До апреля 1946 года на этой территории находился Кенигсбергский особый военный округ. Указом президиума Верхо ...