Altayinform.ru

Экономическая география

Система лимитов и платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды.

Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» ст.16, «негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде».

Среди основных целей введения платного характера природопользования можно выделить следующие:

- комплексное и рациональное использование природных ресурсов;

- выравнивание экологических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

- улучшение охраны окружающей среды;

- создание специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Система лимитов на природопользование представляет собой установленные предприятием на определенный строк объемов предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов производства. За нарушения этих ограничений взимаются платежи, из них:

- платежи за право пользования природными ресурсами;

- платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями;

- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий;

- платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду;

- дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии;

- штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования;

- льготы по налогообложению прибыли.

Плата за пользование природными ресурсами законодательно включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.

В случае превышения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) размер платежей за загрязнение определяется по следующей структуре:

- в границах предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

- в границах временно согласованных лимитов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий;

- сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) – ПДВ и ПДС.

«На долю промышленности приходится более 80%объема загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от всех учтенных Российской Федерацией стационарных источников. 2/3 этого объема выбрасывается предприятиями электроэнергетики, цветной и черной металлургии, нефтедобывающей промышленности. На рис.1 показана динамика изменения вклада этих отраслей в промышленные выбросы, отражающая устойчивый рост доли нефтедобывающих предприятий»

Рис.1

Поэтому за подобными предприятиями должен быть установлен особый контроль и особые требования.

Средства, полученные взиманием штрафов и платежей, распределяются следующим образом:

- 10%- в доход федерального бюджета для осуществления финансирующей деятельности органов управления природопользования;

- 60%- на специальные счета экологических фондов местного значения;

- 20%- на счета фондов регионального значения;

- 10%- на счета фондов федерального значения.

На этой диаграмме видно, что объемы выбросов и сбросов с каждым годом растут, и соответственно увеличиваются требования к организациям. Контроль за деятельностью предприятий осуществляется и путем проведения экологической экспертизы: «экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды» (ст.33 (п.1) «Экологическая экспертиза»). Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района В данной работе излагается экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района, где рассматриваются особенности размещения производительных сил и ресурсно-природного потенциала. В рамках освещаемой темы уделяется вним ...

Мексика географическое и социальное положение страны Мексика - государство на юге Северной Америки. Столицей является Мехико. Крупные города: Мехико, Гвадалахара, Монтеррей, Пуэбла, Сьюдад-Хуарес, Леон, Тихуана. Общая площадь Мексики составляет 1 972 550 км², в том числе около 6 т ...