Altayinform.ru

Экономическая география

Региональная промышленная политика: миф или реальность?

Корр.: И вы хотите, чтобы Самарская область приняла в этой работе самое активное участие?

Титов: Да.

Корр.: А может быть, и стала бы закоперщиком?

Титов: Да.

Корр.: И какие кластеры могут возникнуть или уже функционируют в наших пределах?

Титов: В соответствии с методикой М.Портера и на основе данных госстатистики, департаментов обладминистрации, Губдумы, наших крупнейших предприятий кластеры возможны в таких динамично развивающихся отраслях, как:

- химия и нефтехимия;

- машиностроение;

- автомобилестроение;

- аэрокосмический комплекс;

- пищевая промышленность;

- нефтедобыча;

- металлургия.

Корр.: Я помню, как в первой половине 90-х годов вы настойчиво втягивали самарские предприятия в орбиту поставок комплектующих для ВАЗа. Уже тогда вы создавали кластер?

Титов: Конечно. Если десять лет назад поставщиками АвтоВАЗа было менее десяти самарских предприятий, то сегодня таковых чуть не 200. Более 40% вазовских автомобилей определяются покупателями как конкурентоспособные. И вы видите, как последовательно менеджмент автогиганта совершенствует модельный ряд.

Возможности автомобилестроения поистине неисчерпаемы. С позиций геополитики – это способ освоения территорий. В вооруженных силах автомобиль – основное средство подвижности войск. Автомобиль массового индивидуального пользования изменяет образ жизни, способствует прогрессу культурного потенциала нации.

Корр.: А есть еще в области сложившиеся кластеры?

Титов: Ярко выраженным кластером является пищевая промышленность. Наиболее конкурентоспособную часть кластера представляют пивоварение, производство мясных и молочных продуктов, кондитерский сектор. Обновление оборудования и ввод новых мощностей способствуют тому, что пищевой кластер нашей области имеет шанс занять лидирующие позиции на рынках как близлежащих областей, так и всей России. Более того, открываются возможности экспорта за границу.

Корр.: Можно хотя бы штрихами о перспективах других самарских кластеров?

Титов: Самарский авиационный комплекс должен вновь стать одним из ведущих в стране. На наших предприятиях этой отрасли будет развиваться производство комплектующих, осуществляться ремонт авиатехники. Первыми в России мы разработали областную целевую программу по развитию малой авиации.

На предприятиях – производителях автомобильных комплектующих –станут выпускать изделия для автобусов. Здесь уместно сказать, что одним из направлений рыночной стратегии области является расширение производства комплектующих для крупных машиностроительных компаний страны и мира.

Перспективным направлением представляется производство сельхозмашин и механизмов.

Химический и нефтехимический комплекс, являющийся важнейшим элементом нашего экспортного потенциала, примет участие в реализации областной целевой программы по агрохимическому обеспечению сельскохозяйственного комплекса.

В соответствии с соглашением между администрацией области и ОАО “НК “ЮКОС” объем добычи нефти на нашей территории сохранится на уровне 8-9 млн. тонн в год.

Отмечу, что этап деконцентрации производства, разъединения имущественных и технологических комплексов сменяется обратным процессом – усилением интеграции, созданием промышленно-финансовых групп, холдингов.

Корр.: Укрупнение всегда идет ради концентрации мощи. А концентрация мощи ради чего?

Титов: Ради инновационного обеспечения развития промышленного комплекса области. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в развитых странах получается за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства. Научными организациями области совместно с обладминистрацией разработана комплексная программа “Инновации – Производство – Рынок: 2002-2005 годы”. Комплексные проекты Программы определяются основными направлениями экономической и социальной политики области, которые, в свою очередь, соотнесены с приоритетами развития науки, технологий и техники РФ, утвержденными Президентом России 30 марта 2002 года. Вот основные направления наших проектов:

- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

- космос и авиация;

- новые материалы и химия;

- технологии живых систем;

- транспорт;

- экология и рациональное природопользование;

- энергосбережение.

Замечу, что одним из интегральных показателей эффективности программы является приток в инновационный бизнес талантливой молодежи. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Северо-западный федеральный округ В условиях становления в России рыночной экономики появляется необходимость рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого федерального округа в отдельности с целью анализа экономико-гео ...

Международное разделение труда Целью данной работы является краткий обзор и анализ основных тенденций процесса международного разделения труда в последние десятилетия двадцатого века и начале двадцать первого. Предмет исследования представляется крайне важны ...