Altayinform.ru

Экономическая география

Региональная промышленная политика: миф или реальность?

Если же разговор заходит об осуществлении субъектом Федерации своей промышленной политики, то и сегодня многие высокопоставленные федеральные чиновники отказываются понимать, о чем идет речь.

И вдруг в этом году в Санкт-Петербурге выходит солидная монография с вызывающим названием: “Региональная промышленная политика: формирование и реализация”. Автор вызова – самарский губернатор Константин Титов

, с которым мы и беседуем.Корр.: Константин Алексеевич, в названии книги говорится о “реализации”. Значит, уже есть что реализовывать, то есть “региональную промышленную политику”?

Титов: Конечно. Я – практик и пишу о том, что делал и делаю.

Корр.: Губернатор, как лицо, избираемое народом, не может не быть политиком, а политику выгоднее подавать свои дела через публицистику, яркую и доступную. Так сделали Глазьев, Жириновский и др. Вы же избрали научное изыскание - жанр, трудный для восприятия. Почему?

Титов: Потому что хочется не произвести впечатление, а вникнуть, разобраться.

Корр.: А что, никто допреж не вникал?

Титов: Вникали, но прежние наработки плохо используются.

Вот пример. Еще в 80-е годы О.Дмитриева провела исследования бюджетных отношений между федеральным центром и республиками Средней Азии. Ею было доказано, что “незаработанные” средства, полученные этими регионами, привели лишь к тому, что личные доходы их жителей стали выше личных доходов населения промышленных, “зарабатывающих” областей и республик. Что мы с вами и видели! А вот ожидаемого повышения уровня экономического развития республик Средней Азии эти финансовые инъекции не принесли. Примерно то же происходит и сегодня. Неадекватна методика расчета средств, направляемых в регионы из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Чем хуже динамика роста внутреннего регионального продукта, тем более существенные суммы выделяются. Такой подход не стимулирует рост доходной базы регионов, сводит на нет усилия по развитию реального сектора экономики. К чему еще кроме иждивенчества может привести предоставление местным администрациям налоговых льгот одновременно с трансфертами на возникающий дефицит бюджета?

Корр.: Вам выгодны выводы Дмитриевой, вы ведь руководитель сильного, адаптированного к новым экономическим условиям региона.

Титов: К этим выводам автор пришла на основе научного анализа, который с начала 90-х служил базой социально-экономического развития Самарской области. Поэтому естественно, что наши экономические векторы совпадают.

Корр.: Я не экономист, но допускаю, что есть научные изыскания с иными выводами.

Титов: В журналистике один и тот же факт можно осмысливать по-разному, науке такое своеволие несвойственно. Исследование McKinsey Global Institute показало, что в России значительный потенциал риска связан с поддержкой органами власти, как правило, низкоэффективных предприятий.

Корр.: И на каких же принципах рекомендует наука выстраивать политику поддержки центром субъектов Федерации?

Титов: Как мне представляется, необходимо разделить регионы в зависимости от их доходной базы на следующие группы:

1. Регионы-доноры, среди которых следует различать сырьевых доноров и доноров обрабатывающих производств.

2. Регионы-реципиенты.

3. Регионы сферы стратегических государственных интересов страны.

Наиболее льготные условия, думается, должны быть предоставлены регионам-донорам обрабатывающих производств.

Корр.: То есть вы упорно настаиваете на поддержке сильных, промышленно развитых территорий?

Титов: Да.

Корр.: А как это согласуется с постулатами социал-демократии, гласящими о необходимости помощи слабым?

Титов: То о людях. С территориальными образованиями иначе. Здесь надо давать удочку тем, кто умеет ловить. Отдельные территории могут и должны стать, по теории Ж.Будвиля, полюсами роста, реализующими в экономике всей страны функцию прогресса. Для России это справедливо вдвойне, так как во времена СССР промышленность развивалась не по законам конкуренции, регионы специализировались на производстве монопродукта. И сегодня помощь судостроению в Санкт-Петербурге не перечеркивает поддержку автомобилестроения Самарской области.

Корр.: Легко давать советы другим. А давайте поговорим о региональной промышленной политике. Зачем она, собственно, нужна?

Титов: Начать с того, что ушла в прошлое система централизованного планирования и административно-командного управления, и процесс регионализации охватил все аспекты жизнедеятельности, в том числе функционирование российской промышленности. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Особенности развития Камчатского края В последнее время в России происходят крупные перемены в развитии туристского бизнеса. Если еще несколько лет назад эта отрасль экономики была развита достаточно слабо, то сейчас с каждым годом здесь можно наблюдать значительные перемены. ...

Экономическая география Северо-Западного экономического района Северо-Западный район занимает площадь, составляющую 1,15% территории России. Район граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и Белоруссией и имеет выход в Балтийское море. Численность населения района на 01.01.2009 г составляла 8,9 ...