Altayinform.ru

Экономическая география

Влияние природных, экономических, политических и экологических факторов в размещении производительных сил.

Производственный аппарат оказывает огромное влияние на размещение производительных сил, прежде всего благодаря экономической эффективности реконструкции и расширения действующих предприятий. В понятие «производственный аппарат» включается не только основное производство, но и базы строительной индустрии, специализированные ремонтные предприятия, складское хозяйство и тд. Воздействие существующих строительных баз на принятие решение о размещении промышленных предприятий иногда

является определяющим. Зачастую оно оказывается весьма важным и при проведении межрайонных сопоставлении.

Инфраструктура (здания, сооружения, жилой фонд, внутригород­ской транспорт, дороги, мосты, инженерные сети, ТЭЦ и др., обеспечивает функционирование основного про­изводства на данной территории, но не входит в состав промышлен­ных предприятий.

Территориальные различия в инфраструктуре отчетливо проявляют­ся на внутрирайонном уровне, но очень незначительно на межрайонном.

Высокая территориальная концентрация ряда экономических фак­торов размещения и определенная их комбинация создают агломера­ционный эффект, который и современных условиях играет решающую роль при размещении отраслей обрабатывающей промышленности.

Это связано с тем обстоятельством, что экономические факторы размещения носят в большинстве межотраслевой характер, отличают­ся малой пространственной подвижностью и исключительно высокой стоимостью и длительными сроками их создания. Межотраслевой ха­рактер части производственного аппарата и почти всей инфраструкту­ры обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих факторов на единицу производственной и непроизводственной видов деятельности в случае их высокой пространственной концентрации.

Не менее важны для возникновения агломерационного эффекта взаимный обмен квалифицированными кадрами, а также большая воз­можность поступления их из различных учебных заведений, использо­вание научно-технических достижений, культурного наследия.

В условиях территориальной концентрации различных промыш­ленных предприятий происходит сокращение транспортных затрат на поставку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Иная ситуация складывается, когда концентрация промышленности осуществляется на базе добычи и использования природных ресурсов.

В этом случае возникает технологическая и экономическая необ­ходимость пространственной концентрации различных технологичес­ких стадий производства, которая приводит к созданию промышлен­ных комплексов. К таким комплексам можно отнести нефтехимичес­кие, электрохимические, черной и цветной металлургии, лесоперерабатывающие и др.

Следовательно, агломерационный эффект и технологическое комбинирование относятся к экономическим факторам размещения, более того, являются основной формой их влияния на размещение промышленности.

Пространство или взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль в качестве фактора размещения. Пространство преодолевается с помощью транс­порта и воздействует на размещение производительных сил через со­ответствующий уровень транспортных издержек.

Экономические районы по уровню территориальных затрат на топливо делятся на три группы. В первую группу входят Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы. Ко второй группе относятся районы со среднем уровнем затрат: Поволжский, Уральский, Дальневосточ­ный, Северный и Северо-Кавказский. К третьей группе, где самые высокие издержки по топливу, следует отнести Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально- Чернозёмные районы и Калининградскую область. Если принять затраты на топливо в первой группе за единицу, то во второй они составляют 2-2,5, а в третьей – 3-5.

Однако существует значительная группа минерально-сырьевых ресурсов повсеместного распространения, например многие виды ресурсов для произ­водства строительных материалов. Даже в тех случаях, когда затраты на их добычу имеют некоторую порайонную дифферентацию, она оказывается значительно меньшей, чем величина межрайонных транспортных издержек на их перевозку. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы

Уровень и качество жизни населения Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации. На ф ...

Структура воспроизводство населения и особенности миграции Особенности естественного движения, как и миграции, определяют возрастную и половую структуру населения. Это важные экономико-социальные демографические показатели, представляющие, в частности, базу для прогнозирования хода воспроизводства ...