Altayinform.ru

Экономическая география

Перспективы развития Латиноамериканских НИС

Для продвижения вперед первостепенное значение имеет создание основ для более высокого устойчивого роста, причем не только для защиты от внешних рисков — высокие мировые цены и спрос на сырьевые товары, частично обеспечившие сильный рост экспорта, могут оказаться недолговечны, — но и для того, чтобы преодолеть отставание в показателях экономического роста от других динамично развивающихся регионов с формирующейся рыночной экономикой и уменьшить бедность. Хотя общее воздействие недавнего повышения цен на нефть на перспективы экономического роста региона до сих пор было незначительным, дальнейший сильный рост цен на нефть может сказаться на темпах роста промышленно развитых стран-партнеров, ослабить устойчивый мировой спрос на нетопливные сырьевые товары и свести на нет некоторые достигнутые после 2002 года улучшения торгового баланса. Это уже весьма заметно сказалось на странах-импортерах нефти, особенно в Центральной Америке. Для региона в целом возрастают риски, связанные с замедлением экономического роста в Китае, даже несмотря на то что доля Китая в совокупном объеме экспорта региона по- прежнему невысока. Этот риск особенно велик для экспортеров некоторых ключевых товаров (таких как железная руда, соевые бобы и медь), поскольку на долю Китая приходится значительная часть мирового потребления этих продуктов. Увеличение спреда рисков для стран с формирующейся рыночной экономикой также приведет к ослаблению бюджетных и внешних позиции во многих странах. Страны региона выиграли от необычно низких мировых процентных ставок, что стимулировало «гонку за доходностью» и привело к сокращению спредов по долговым обязательствам стран с формирующейся рыночной экономикой. Хотя страны региона воспользовались этими благоприятными условиями для укрепления своих бюджетных позиций и улучшения управления долгом, отношение долга к ВВП во многих странах остается очень высоким — в целом выше 50 % ВВП, — и сохраняется высокая зависимость от привязанных к обменному курсу и краткосрочных инструментов. Поэтому Латинская Америка уязвима к неожиданным изменениям конъюнктуры на мировых рынках капитала. Для нейтрализации этих рисков правительствам стран Латинской Америки придется действовать по нескольким направлениям Во-первых, для снижения макроэкономической уязвимости разработчикам экономической политики потребуется сосредоточить внимание на следующих областях.

Сокращение государственного долга.

Несмотря на достигнутые в последнее время успехи, коэффициенты задолженности по-прежнему превышают средние показатели середины 1990-х годов и в целом остаются выше уровней, которые считаются оптимальными для устойчивого экономического роста и общей макроэкономической стабильности, особенно в странах с историей дефолтов и периоды инфляции. Существуют основания для оптимизма ввиду укрепления в последние годы институциональных систем многих стран; в этом контексте оказались полезными бюджетные правила и законы о бюджетной ответственности, позволившие сдержать расходы в ряде латиноамериканских государств, включая Бразилию, Колумбию, Перу и Чили. Для стран-экспортеров нефти, таких как Венесуэла, Мексика и Эквадор, текущие высокие цены на нефть открывают исключительные возможности для дальнейшего сокращения государственного долга. Дальнейшие усилия по ограничению второстепенных расходов, расширению и увеличению доходов и повышению гибкости бюджета будут также стимулировать экономический рост, позволяя увеличивать затраты на развитие физической и социальной инфраструктуры, способствующей росту производительности и сокращению бедности.

Сохранение низкого уровня инфляции.

Несмотря на значительный прогресс в области снижения инфляции, существуют возможности для дальнейшего закрепления достигнутых успехов, особенно перед лицом более высоких и более изменчивых цен на нефть. Необходимо сохранить гибкость обменных курсов. Представляются полезными дополнительные меры, направленные на усиление независимости центральных банков и повышение степени прозрачности политики. Страны, проводящие иную политику ввиду долларизации экономики или особых структур торговли, должны обратить особое внимание на поддержание достаточного уровня устойчивости и гибкости налогово-бюджетной и структурной политики.

Ускорение реформ в финансовом секторе.

Латинская Америка все еще отстает от других регионов в том, что касается финансового посредничества и доступности кредитов. Во многих странах сохраняются высокие процентные ставки, что, в частности, отражает неэффективность банковской системы, а в некоторых случаях и налогообложение банковских операций. Странам региона необходимо усилить регулирование финансовой системы, ввести консолидированный надзор, довести финансовое регулирование до уровня международных стандартов и модернизировать законодательство о банкротстве. Эффективность финансового посредничества можно также повысить путем дальнейшего развития рынков капитала в национальной валюте для управления процентным и валютным рисками. Укрепление финансового сектора поможет также снизить высокий уровень долларизации, все еще характерный для некоторых стран региона. Опыт Перу показывает, что сочетание надлежащих мер макроэкономической политики и более эффективного регулирования финансового сектора позволяет сократить масштабы долларизации. Во-вторых, для того чтобы поднять коэффициенты сбережений и инвестиций, которые являются низкими, и привлечь инвесторов, разработчикам политики следует обратить особое внимание на следующее. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Уровень и качество жизни населения Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации. На ф ...

Ростов-на-Дону Росто́в-на-Дону́ — город в России, расположенный на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места ее впадения в Азовское море, расстояние до Москвы 1094 километра. Административный центр ...