Altayinform.ru

Экономическая география

Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украины

Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:

– стабильность государственной экономической и социальной политики;

– положительное общественное мнение отношение к предпринимательству;

– льготный налоговый режим;

– наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;

– эффективная система защиты интеллектуальной собственности.

В Украине и большинстве постсоветских стран особую актуальность приобретают нижеперечисленные условия:

1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты производства, поскольку предприниматель обязательно должен быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате его реализации. Только при этих условиях возникает должная заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности.

2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда. Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства может уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь общества, но не обеспечивающими на деле достаточной степени экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности. Различного рода ограничения, формирующие экономическую среду, должны обеспечивать достаточный «коридор свободы». Для предпринимателя это выражается в получении достаточной самостоятельности при:

– выборе вида хозяйственной деятельности;

– определении потребителей товаров и поставщиков ресурсов;

– определении цен;

– распоряжении полученным доходом.

3. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Этот пункт непривычен Украине как постсоциалистической стране, однако стоит помнить, что отрицательными результатами предпринимательской деятельности могут быть:

– убыточность, т. е. превышение расходов над доходами;

– существенная потеря имущества;

– банкротство (признание полной неплатежеспособности).

4. Этика предпринимательства. Этика предпринимательства является одним из факторов его доходности или прибыльности. Вот морально-этические нормы, утвержденные в среде предпринимателей на цивилизованных рынках:

– обязательность;

– общая высокая культура и образованность;

– контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их, мобилизовать на достижение поставленных целей.

Анализ предпринимательской деятельности позволил определить такие существенные факторы ее успеха:

– высокую квалификацию;

– обширные личные контакты;

– достаточные материальные и финансовые ресурсы;

– наличие заказов потребителей.

Однако сравнивая данные развития отечественного малого предпринимательства с показателями иных стран, делаем вывод, что Украина значительно отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Для сравнения: в Польше на тысячу жителей приходится 51,3 МП. в Чехии – 12,4. в Украине - лишь 2,6. В странах рыночного хозяйства больше половины ВВП создают малые предприятия. В Украине пока что малый бизнес не отыграет существенной роли в обеспечении экономического возрастания, его взнос в ВВП представляет лишь 9.0-9.5%.

Это происходит благодаря тому, что в своей деятельности отечественное предпринимательство наталкивается на разнообразные препятствия, которые можно поделить на макро- и микроэкономические. К первой группе относятся такие:

1. Налоговая политика, отсутствие надлежащего законодательно-нормативного обеспечения. Сегодня налоговая система страны влияет на развитие бизнеса крайне отрицательно. Предпринимательская деятельность не может полноценно развиваться за отсутствия или несовершенства законов, что ее регулируют.

2. Административные барьеры. Большое количество законов, нормативных актов, инструкций запутывает предпринимателей; кроме того, предприятия поддаются частым и безосновательным проверкам со стороны разнообразных государственных органов.

3. Ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке. Малый бизнес постоянно теряет главных потребителей своей продукции вследствие ухудшения уровня обеспеченности населения, уменьшения доходов граждан. Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Качества минерала, называющегося драгоценным камнем Земля, с её густыми зелеными лесами, бескрайними полями, синими морями, высокими горами, несомненно, прекрасна. Но нельзя также забывать о недоступном глазу мире, о недрах Земли, о манящем и сложном мире минералов. Ещё в IV веке до наш ...

Демографическая политика России и Китая сравнительный анализ В своем Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин самой главной проблемой назвал низкую рождаемость. "А теперь о главном, - сказал президент. - Что у нас главное? В Министерстве обороны знают, что у нас самое главное. Речь дейс ...