Altayinform.ru

Экономическая география

Зарубежный опыт региональной экономической политики.

В процессе западноевропейской интеграции неуклонно возрастает роль региональной политики. К концу 80-х гг. она приобрела самостоятельное значение. На повестку дня поставлен вопрос о создании принципиально нового образования — "Европы регионов", последовательно продвигающегося к федеративному типу надгосударственного устройства.

Создание Европейского Союза (ЕС) положило начало проведению единой региональной политики, целью которой является объединение национальных хозяйств и обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва (в уровнях развития) между отдельными территориями. Еще в конце 60-х гг. началась разработка долгосрочной концепции региональной политики. В этих целях были учреждены Комитет по региональной политике и специальный Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Вопрос об их создании был решен на Парижской встрече глав государств и правительств "шестерки" в 1972 г. (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды).

Вплоть до конца 80-х гг. реализовывались четыре вида комплексных региональных программ. Межгосударственные программы ставили своей целью согласование региональной политики и важнейших направлений отраслевой деятельности ЕС. В 1987 г. было начато финансирование первых двух таких программ: "Стар" — создание систем коммуникаций в депрессивных районах, "Валорем" — освоение энергетического потенциала этих районов. С 1988 г. началась реализация программ "Ренавель" и "Резидер", которые были ориентированы на подъем регионов с традиционным судостроением и структурную переориентацию регионов с развитой черной металлургией. Интегрированные программы ЕС с самого начала финансировались также из средств Европейского социального фонда (ЕСФ), Европейского фонда ориентации и защиты сельского хозяйства (ФЕОГА) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).

Созданная Генеральная дирекция по региональной политике основным критерием одобрения национальных проектов и программ считает вклад государства в рост занятости населения.

Широкомасштабная реформа финансирования региональной политики и всей структурной политики ЕС была одобрена на сессии Евросовета в июле 1988 г. и проводится с 1989 г. По существу региональная деятельность ЕС приобрела статус официального направления интеграционной экономической политики.

В основе реформы были такие положения:

- объединение финансовых ресурсов трех фондов — ЕФРР, ЕСФ и ФЕОГА — в единый структурный фонд;

- двухкратное увеличение к 1993 г. (по сравнению с 1987 г.) суммарного объема средств структурного фонда (СФ);

- изменение принципов финансирования региональной политики (переход к "индикативному методу" предоставления ресурсов и отказ от финансирования всех прежних региональных программ, кроме межгосударственных).

Начиная с 1989 г. СФ был сориентирован на выполнение следующих пяти задач:

1) подъем слаборазвитых районов;

2) структурная перестройка в депрессивных регионах;

3) уменьшение долгосрочной безработицы;

4) создание условий для занятости молодежи;

5) отраслевая переориентация аграрного сектора и поддержка территорий с преобладающим сельским населением.

Новая концепция региональной политики предполагает сосредоточение подавляющего объема финансовых средств в слаборазвитых регионах, где ВВП на душу населения не превышает 75 % среднего для ЕС показателя.

По характеру финансовой поддержки из консолидированного бюджета ЕС выделяются три группы государств:

1) страны, вся территория которых относится к регионам первой группы: Греция, Ирландия, Португалия;

2) страны, где лишь отдельные районы относятся к первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % площади Италии, 40 % — Великобритании, 30 % — Франции;

3) страны, имеющие в своем составе лишь некоторые регионы с характеристиками первых двух групп: Люксембург — 39 % национальной территории, Бельгия — 25 %, ФРГ — 19 %, Нидерланды — 13 % и Дания — 7 %.

Заметно возросла доля населения, охваченного субсидиями, в наименее развитых странах при снижении этого показателя в наиболее обеспеченных государствах.

Опережающими темпами возрастал объем финансовых ресурсов, приходящихся на душу населения в наиболее отсталых регионах первой группы государств.

Еще одним проявлением растущей концентрации ресурсов, направляемых на цели региональной политики, стало существенное увеличение доли финансового вклада ЕС в каждом отдельно взятом проекте.

Кроме рассмотренных программ "Стар", "Валорен" и "Резидер" суммарным объемом 1,7 млрд. экю, в течение 1990—1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных программ с финансовым вкладом ЕС в 3,5 млрд. экю. Среди них "Решар" — стимулирование угледобывающих районов; "Энвирег" — вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах первой группы; "Реджис" — диверсификация экономики на отдаленных островах, принадлежащих странам-членам ЕС; "Юроформ" — поощрение в области профессионального образования; "Телематик" — внедрение принципиально новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах; "Страйд" — вклад в развитие научно-технического потенциала слаборазвитых районов и др. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Демографическая политика России и Китая сравнительный анализ В своем Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин самой главной проблемой назвал низкую рождаемость. "А теперь о главном, - сказал президент. - Что у нас главное? В Министерстве обороны знают, что у нас самое главное. Речь дейс ...

Рекреационные и туристские ресурсы Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосист ...