Altayinform.ru

Экономическая география

Экономико-географическое положение

Волго-Вятский экономический район находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжённости с северо-востока на юго-запад - до 800 км. Волга делит территорию района на две ландшафтные, а следовательно и экономические зоны и является основным судоходным путём, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами.

Волго-Вятский экономический район включает 3 республики: Марий Эл, Мордовию и Чувашию, а также Нижегородскую и Вятскую области.

На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным , на западе с Центральным, на востоке с Уральским и на юге с Поволжским экономическими районами обладающими не только крупными запасами сырья и топлива, но и являющимися важнейшими индустриальными регионами страны.

Таким образом, географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции.

Западно-Сибирский экономический район расположен в северных и умеренных широтах. Экономико-географическое положение его менее выгодно, чем у Волго-Вятского района, но всё же лучше, чем у Восточной Сибири, к тому же, район лучше обеспечен топливными ресурсами, а поставки топлива в другие районы являются важной статьёй дохода региона.

Экономико-географическое положение внутри района резко дифференцировано, так как из-за резко различающихся географических условий регион получил неравномерное по зонам развитие транспортной инфраструктуры. Более выгодное положение занимают южные районы, находящиеся на транссибирской железной дороге и обладающие широким комплексом обрабатывающих предприятий, предприятий машиностроительных отраслей, в том числе - высокотехнологичных. В тоже время, северные районы, испытывающие недостаток в транспортных коммуникациях, получили развитие узкоспецилизированных отраслей добывающей промышленности и связанного с ними трубопроводного транспорта. Другие виды транспорта (речной, автомобильный) носят сезонный характер.

Волго-Вятский экономический район в этом отношении занимает несомненно более выгодное положение, так как расположен на крупных транспортных узлах и в непосредственной близости от Центра.

Анализ географического положения того и другого района позволяет говорить о том, что наряду с проблемами социально-экономического развития, общими для страны в целом, они имеют свои, характерные только для них, проблемы. Например, если ВВР исторически развивающийся как обрабатывающий и машиностроительный центр с высокой концентрацией производства и населения, в сегодняшних условиях испытывает потребность в сырье и избыток трудовых ресурсов.

Занадно-Сибирский экономический район, имея узкую специализацию на добывающую промышленность, стоит сегодня перед проблемой развития обрабатывающих отраслей, чтобы обеспечить рабочими местами людей, отселение которых в настоящее время затруднено по экономическим причинам. Концентрация населения влечёт за собой необходимость развития социально-бытовой инфраструктуры.

Другие материалы

Миграция. В чем минусы и плюсы Что такое миграция? По определению, миграция (лат. migratio – переселение) – процесс территориального перемещения населения с целью улучшения условий своей жизни. Это сухая информация, которая не отражает положительных и отрицательных стор ...

Воспроизводство населения Статистика населения является одной из самых древних отраслей статистики. В глубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и пр.). С ...