Altayinform.ru

Экономическая география

Методика организаций экскурсий в природу с учениками

Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. Школь­ники должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно.

Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении тех физико-географических понятий, которые они должны применить на экскурсии, в озна­комлении с особенностями природы экскурсии, без знания которых невозмож­но усвоение нового материала в полевых условиях.

Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем прие­мам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, пре­дусмотренные содержанием экскурсии.

Организационная подготовка учащихся сводится к следующему: учитель сообщает тему, цели, план экскурсии, разбивает класс на бригады по 6-7 чело­век, назначает и инструктирует бригадиров, сообщает список бригадного и ин­дивидуального снаряжения, указывает место и время сбора, форму одежды и т.п., а также знакомит с требованиями к поведению на экскурсии. В VI - VIII классах особое внимание обращается на соблюдение правил поведения в при­роде

При подготовке учащихся к экскурсии в природу во всех классах большое значение имеет предварительное ознакомление с имеющимися планами и кар­тами местности. Важно, чтобы каждый участник экскурсии вымерил длину своего шага, т.к. измерение расстояний в основном проводится подсчетом ша­гов или парой шагов.

Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четко­стью ее разработки.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися задания при работе на местности во время экскурсии; в) заключительная беседа.

Каким должен быть план практической работы на местности? Можно предположить следующие цели к выполнению практической работы на местно­сти в VIII классе:

- организовать учащихся для составления комплексного описания приро­ды на участке с разными условиями увлажнения и освещения;

- добиться самостоятельно осознанной формулировки выводов о закономерностях в природных комплексах;

- помочь учащимся дать оценку трудовой деятельности человека в конкретных условиях каждого комплекса;

- обратить особое внимание на охрану природы, защиту окружающей среды;

- отработать приемы полярной съемки глазомерным способом;

- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, обеспечить полно­ценную работу трудных учащихся;

- развивать интерес к географической науке и краеведению.Рассмотрим теперь основные этапы работы учащихся:

1 Построение группы по звеньям, проверка индивидуального и группово­го снаряжения.

2 Подготовительная беседа (вопросы о цели практической работы на ме­стности, о времени на выполнение заданий, об отчетной документации).

3 Выход на маршрут (учитель устанавливает порядок движения звеньев, раздает план маршрута с указанием мест работы).

4 Построение группы по звеньям, проверка индивидуального и группово­го снаряжения.

5 Подготовительная беседа (вопросы о цели практической работы на ме­стности, о времени на выполнение заданий, об отчетной документации).

6 Выход на маршрут (учитель устанавливает порядок движения звеньев, раздает план маршрута с указанием мест работы).

Следующая весенняя экскурсия проводится в VIII классе. Она завершает изучение школьниками природно-территориальных комплексов своего края.

Цель экскурсии – знакомство с методикой физико-географического профилирования, овладение приемами топографической глазомерной съемки.

Задачи экскурсии: Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

География населения и городов мира География населения: предмет, задачи, основные понятия. В “Истории Геродота” дается описание населения территорий, которые он посетил. Страбон - его рабочий труд географии. В его труде дается страноведческое описание известной ...

Потенциал экономики и социальной сферы Красноярского района Красноярский район расположен в восточной части Астраханской области в дельте реки Волга, граничит с Харабалинским, Приволжским, Наримановским, Володарским районами Астраханской области, на востоке – с Курмангазинским районом Республики К ...