Altayinform.ru

Экономическая география

Методика организаций экскурсий в природу с учениками

Во время экскурсии учащиеся выполняют взаимосвязи: а) между релье­фом и характером течения реки; б) между рельефом, степенью увлажнения и нагревания; в) между рельефом, слагающими породами, почвами и раститель­ностью. Эти взаимосвязи проявляются в увеличении или уменьшении течения реки, в степени нагревания склонов разной экспозиции, в особенностях увлаж­нения участков с различным типом водного режима – атмосферного, грунтово­го, пойменного, в изменении растительности и почв в зависимости от слагаю­щих местность пород

В VII классе при изучении географии материков и океанов проводят одну весеннюю экспедицию на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Цель её – закрепить знания о взаимосвязях компонентов природы, полученные в VI классе и продолжить формирование понятия о природно-территориальном комплексе. Учащиеся вы­полняют следующие работы: описание почвенного обнажения или разреза в местах с размытой растительностью (на водоразделе, в пойме, в лесу).

Во время экскурсии ученики выявляют следующие взаимосвязи: а) между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания по­верхности и растительностью; б) между слагающими породами, почвами и рас­тительностью.

Взаимосвязь между растительностью и водно-тепловыми условиями удобнее всего показать на склонах северной и южной экспозиций.

Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и расти­тельностью позволяют подвести учащихся к пониманию того, что раститель­ность, развиваясь в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на рас­тительность, а следовательно на весь природный комплекс в целом

В заключение экскурсии учащиеся составляют описание природного комплекса по типовому плану.

В VIII классе проводят весеннюю экскурсию по теме «Изучение природно-территориальных комплексов своей области». Перед ней стоит цель – вы­явить на местности природно-территориальные комплексы и составить их фи­зико-географическую характеристику.

На экскурсии выполняются следующие работы: построение орографиче­ской основы физико-географического профиля через долину реки или склон долины, описание характера поверхности, через которую прокладывается про­филь, описание геологических обнажений, сбор образцов горных пород, описа­ние почвенных разрезов, заложение ботанических площадок, наблюдение за природными процессами, выявление на местности природных комплексов и описание их хозяйственного использования и охраны.

На этой экскурсии изучаются взаимосвязи: а) между слагающими поро­дами, формами рельефа и почвами; б) между характером поверхности и степе­нью увлажнения и нагревания; в) между подстилающими породами, почвами и растительностью. Составляя комплексное описание учащиеся выясняют взаи­мосвязи между компонентами природных комплексов и устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, состава слагающих пород различаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом

Таким образом, в программу курсов физической географии включена система экскурсий. Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способст­вует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы. Если на первых экскурсиях (VI класс) учащиеся излагают отдельные компонен­ты природы и парные взаимосвязи между ними, то в качестве конечного ре­зультата учебных экскурсий ставится задача составления комплексного геогра­фического описания природы изучаемой территории (VII класс) и изучение ПТК своей местности (VIII класс), путем построения комплексного физико-географического профиля. Углубление знаний о ПТК происходит параллельно с развитием многих умений и навыков исследовательской работы в природе. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Рекреационные и туристские ресурсы Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосист ...

Особенности развития Камчатского края В последнее время в России происходят крупные перемены в развитии туристского бизнеса. Если еще несколько лет назад эта отрасль экономики была развита достаточно слабо, то сейчас с каждым годом здесь можно наблюдать значительные перемены. ...