Во время экскурсии учащиеся выполняют взаимосвязи: а) между рельефом и характером течения реки; б) между рельефом, степенью увлажнения и нагревания; в) между рельефом, слагающими породами, почвами и растительностью. Эти взаимосвязи проявляются в увеличении или уменьшении течения реки, в степени нагревания склонов разной экспозиции, в особенностях увлажнения участков с различным типом водного режима – атмосферного, грунтового, пойменного, в изменении растительности и почв в зависимости от слагающих местность пород
В VII классе при изучении географии материков и океанов проводят одну весеннюю экспедицию на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Цель её – закрепить знания о взаимосвязях компонентов природы, полученные в VI классе и продолжить формирование понятия о природно-территориальном комплексе. Учащиеся выполняют следующие работы: описание почвенного обнажения или разреза в местах с размытой растительностью (на водоразделе, в пойме, в лесу).
Во время экскурсии ученики выявляют следующие взаимосвязи: а) между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания поверхности и растительностью; б) между слагающими породами, почвами и растительностью.
Взаимосвязь между растительностью и водно-тепловыми условиями удобнее всего показать на склонах северной и южной экспозиций.
Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и растительностью позволяют подвести учащихся к пониманию того, что растительность, развиваясь в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на растительность, а следовательно на весь природный комплекс в целом
В заключение экскурсии учащиеся составляют описание природного комплекса по типовому плану.
В VIII классе проводят весеннюю экскурсию по теме «Изучение природно-территориальных комплексов своей области». Перед ней стоит цель – выявить на местности природно-территориальные комплексы и составить их физико-географическую характеристику.
На экскурсии выполняются следующие работы: построение орографической основы физико-географического профиля через долину реки или склон долины, описание характера поверхности, через которую прокладывается профиль, описание геологических обнажений, сбор образцов горных пород, описание почвенных разрезов, заложение ботанических площадок, наблюдение за природными процессами, выявление на местности природных комплексов и описание их хозяйственного использования и охраны.
На этой экскурсии изучаются взаимосвязи: а) между слагающими породами, формами рельефа и почвами; б) между характером поверхности и степенью увлажнения и нагревания; в) между подстилающими породами, почвами и растительностью. Составляя комплексное описание учащиеся выясняют взаимосвязи между компонентами природных комплексов и устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, состава слагающих пород различаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом
Таким образом, в программу курсов физической географии включена система экскурсий. Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способствует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы. Если на первых экскурсиях (VI класс) учащиеся излагают отдельные компоненты природы и парные взаимосвязи между ними, то в качестве конечного результата учебных экскурсий ставится задача составления комплексного географического описания природы изучаемой территории (VII класс) и изучение ПТК своей местности (VIII класс), путем построения комплексного физико-географического профиля. Углубление знаний о ПТК происходит параллельно с развитием многих умений и навыков исследовательской работы в природе. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие материалы
Рекреационные и туристские ресурсы Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосист ...
Особенности развития Камчатского края В последнее время в России происходят крупные перемены в развитии туристского бизнеса. Если еще несколько лет назад эта отрасль экономики была развита достаточно слабо, то сейчас с каждым годом здесь можно наблюдать значительные перемены. ...