Altayinform.ru

Экономическая география

Методика организаций экскурсий в природу с учениками

На экскурсиях в природу учащиеся овладевают многими умениями, пре­жде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими гео­графические объекты и хозяйственную деятельность людей. При непосредст­венном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территори­альные единства (комплексы), как простые (склон реки, прирусловый вал), так и более сложные (овраги, балки, долины рек), которые состоят, в свою очередь, из более простых генетически и динамически связанных между собой комплек­сов. Изучение взаимосвязей между слагающими природный комплекс компо­нентами подводит учащихся к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов является их целостность. Изменение одного из компонентов неизбежно вызывает изменение всех остальных; при этом могут возникнуть необратимые процессы. Познание закономерностей раз­вития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию диалектико-материалистической убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе, к естественным ресурсам. Экскурсии открывают широкие возможности для экологического об­разования учащихся на местном материале

Таким образом, учебные экскурсии составляют важное звено в системе географического образования школьников.

При изучении начального курса физической географии проводят две экс­курсии – осеннюю и весеннюю. Тема осенней экскурсии - «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности». Цель ее – накопить фактиче­ские знания об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его поро­дах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, научить делать схематические зарисовки географических объектов и описания, выявлять особенности рельефа и водоемов. На экскурсии учащиеся выполняют следующие практические работы: определение относи­тельной высоты местности или глубины оврага с помощью самодельного ниве­лира и на глаз; определение крутизны склона эклиметром и на глаз; описание и зарисовка обнажения горных пород; составление описания источника и одного из водоемов (реки, болота); определение ширины, глубины, скорости течения реки (ручья); ознакомление с процессами, изменяющими рельеф, определение глубины и длины оврага, размера пляжа, степени подмыва берега реки и др.; ориентирование по солнцу и с помощью компаса (повторение)

В ходе экскурсии учащимся предлагается выяснить парные взаимосвязи: а) между подстилающими породами и формами рельефа; б) между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод. Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склонов (очень кру­тые склоны образуют известняки, достаточно крутые – песчаники, пологие – глины), а также на поперечных профилях балок, врезающихся в различные по­роды. Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта.

Тема весенней экскурсии - «Изучение и описание природных комплек­сов», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными поро­дами. Цель её – закрепить знания об основных горных породах и условиях их залегания, рельефа и водах, полученные на осенней экскурсии, дать представ­ление о растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаи­мосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятель­ности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране. В ходе экскурсии расширяются и закрепляются умения вести наблюдения в природе (описание характера рельефа, слагающих местность пород, почв, растительности). Это достигается в ходе выполнения таких работ, как определение относительной высоты местности, описание характера рельефа и горных пород, слагающих местность, наблюдение за процессами, изменяющими рельеф (измерение уве­личения длины оврагов, роста пляжей, подмыв берегов, оползневых процессов и т.д.) по сравнению с осенью, описание растительности и выяснение ее при­способленности к условиям обитания, описание почвенного разреза, а также знакомство с хозяйственным использованием территории и ёе охраной. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Саудовская Аравия Королевство Саудовская Аравия, государство на Аравийском п-ове в Юго-Западной Азии. На севере Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом; на востоке омывается Персидским заливом и граничит с Катаром и Объединенными Арабс ...

География отраслей промышленного комплекса Уральского региона Что приходит на ум, когда слышишь слово "Урал"? Многие люди ответят следующее: "руда", "изумруды", "самоцветы", ... и, пожалуй, всё. Но правильно ли ограничиваться лишь этими знаниями о столь значим ...