Altayinform.ru

Экономическая география

Методика организаций экскурсий в природу с учениками

В практике проведения экскурсий обычно применяются два варианта ор­ганизации работ учащихся. При первом варианте все звенья вначале расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учите­ля проводят порученную работу. После проверки выполненной работы учитель ведет всех учащихся по всем участкам маршрута, где каждое звено дает на сво­ем участке необходимые объяснения

При втором варианте все учащиеся идут по маршруту; на каждой оста­новке учитель проводит беседу, и все звенья, пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.

Первый вариант наиболее удобен в тех случаях, когда экскурсионный объект небольшой по своим размерам и отдельные участки находятся на не­больших расстояниях друг от друга. Тогда учитель может обходить звенья и следить за их работой. Второй вариант значительно лучше первого при боль­шом, разнообразном и сложном маршруте. Экскурсия начинается вводной бе­седой, в которой учитель кратко рассказывает об экскурсионном объекте и ука­зывает на что нужно обратить внимание; кроме того, во вводной беседе даются организационные указания. Во время экскурсии учитель в максимальной сте­пени стимулирует самостоятельность учащихся, сочетая различные методы и приемы работы. Ставя учащимся вопросы и давая задания, учитель старается меньше рассказывать сам, ограничиваясь обычно вводной беседой и инструк­тажем. Выполняя задания и отвечая на вопросы, учащиеся осматривают и из­меряют объекты, производят черновые записи и зарисовки, собирают коллек­ции. Проведенная звеньями работа и состояние собранного материала предва­рительно проверяются на месте

Экскурсия заканчивается, как правило, краткой беседой, в которой учи­тель делает выводы и дает указания о порядке дальнейшей работы над собран­ным материалом. Полученные учащимися на экскурсии знания требуют осмыс­ления и закрепления. В этих целях учитель организует работу по обработке и приведению в систему собранного на экскурсии материала, каждое звено обра­батывает записи своих наблюдений, переписывает их начисто и отвечает пись­менно на поставленные вопросы, приводит в порядок рисунки и схемы, коллек­ции и образцы, дневники

Вся механическая работа по оформлению стенда и выставки распределя­ется между звеньями. Стенды, коллекции и другие подготовительные материа­лы должны в дальнейшем использоваться на уроке. Вместе с тем из таких экс­курсионных материалов вырастают школьные краеведческие уголки (геологи­ческий) и музеи, и сама работа по подготовке экскурсии и подведенных ее ито­гов может служить прекрасной основой для внеклассной работы с учащимися.

При изложении нового материала на последующих уроках учитель гео­графии постоянно опирается на знания, полученные учащимися на экскурсии. По материалу, связанному с темой экскурсии, учитель в процессе беседы ставит учащимся вопросы, на которые они отвечают, используя полученные на экскурсии знания. Во время объяснения учитель ссылается на известные учащимся экскурсионные объекты, демонстрируя собранный на экскурсии материал (на­пример, образцы горных пород, гербарий местных растений)

Можно поручить некоторым учащимся подготовить ответы на отдельные вопросы, чтобы они сделали краткие сообщения по ходу изложения нового ма­териала.

Программой по географии определен в осеннее и весеннее время образо­вательный минимум школьных экскурсий. При изучении физической геогра­фии (VI - VIII классы) проводятся четыре экскурсии в природу, в курсе эконо­мической географии (IX класс) – одна на местное предприятие Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Потенциал экономики и социальной сферы Красноярского района Красноярский район расположен в восточной части Астраханской области в дельте реки Волга, граничит с Харабалинским, Приволжским, Наримановским, Володарским районами Астраханской области, на востоке – с Курмангазинским районом Республики К ...

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального Федерального округа Развитие и становление рыночных отношений, и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли Центрального федерального округа в экономике страны. Центральный федеральный округ характеризуется присущим ...