В практике проведения экскурсий обычно применяются два варианта организации работ учащихся. При первом варианте все звенья вначале расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учителя проводят порученную работу. После проверки выполненной работы учитель ведет всех учащихся по всем участкам маршрута, где каждое звено дает на своем участке необходимые объяснения
При втором варианте все учащиеся идут по маршруту; на каждой остановке учитель проводит беседу, и все звенья, пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.
Первый вариант наиболее удобен в тех случаях, когда экскурсионный объект небольшой по своим размерам и отдельные участки находятся на небольших расстояниях друг от друга. Тогда учитель может обходить звенья и следить за их работой. Второй вариант значительно лучше первого при большом, разнообразном и сложном маршруте. Экскурсия начинается вводной беседой, в которой учитель кратко рассказывает об экскурсионном объекте и указывает на что нужно обратить внимание; кроме того, во вводной беседе даются организационные указания. Во время экскурсии учитель в максимальной степени стимулирует самостоятельность учащихся, сочетая различные методы и приемы работы. Ставя учащимся вопросы и давая задания, учитель старается меньше рассказывать сам, ограничиваясь обычно вводной беседой и инструктажем. Выполняя задания и отвечая на вопросы, учащиеся осматривают и измеряют объекты, производят черновые записи и зарисовки, собирают коллекции. Проведенная звеньями работа и состояние собранного материала предварительно проверяются на месте
Экскурсия заканчивается, как правило, краткой беседой, в которой учитель делает выводы и дает указания о порядке дальнейшей работы над собранным материалом. Полученные учащимися на экскурсии знания требуют осмысления и закрепления. В этих целях учитель организует работу по обработке и приведению в систему собранного на экскурсии материала, каждое звено обрабатывает записи своих наблюдений, переписывает их начисто и отвечает письменно на поставленные вопросы, приводит в порядок рисунки и схемы, коллекции и образцы, дневники
Вся механическая работа по оформлению стенда и выставки распределяется между звеньями. Стенды, коллекции и другие подготовительные материалы должны в дальнейшем использоваться на уроке. Вместе с тем из таких экскурсионных материалов вырастают школьные краеведческие уголки (геологический) и музеи, и сама работа по подготовке экскурсии и подведенных ее итогов может служить прекрасной основой для внеклассной работы с учащимися.
При изложении нового материала на последующих уроках учитель географии постоянно опирается на знания, полученные учащимися на экскурсии. По материалу, связанному с темой экскурсии, учитель в процессе беседы ставит учащимся вопросы, на которые они отвечают, используя полученные на экскурсии знания. Во время объяснения учитель ссылается на известные учащимся экскурсионные объекты, демонстрируя собранный на экскурсии материал (например, образцы горных пород, гербарий местных растений)
Можно поручить некоторым учащимся подготовить ответы на отдельные вопросы, чтобы они сделали краткие сообщения по ходу изложения нового материала.
Программой по географии определен в осеннее и весеннее время образовательный минимум школьных экскурсий. При изучении физической географии (VI - VIII классы) проводятся четыре экскурсии в природу, в курсе экономической географии (IX класс) – одна на местное предприятие Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другие материалы
Потенциал экономики и социальной сферы Красноярского района Красноярский район расположен в восточной части Астраханской области в дельте реки Волга, граничит с Харабалинским, Приволжским, Наримановским, Володарским районами Астраханской области, на востоке – с Курмангазинским районом Республики К ...
Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального Федерального округа Развитие и становление рыночных отношений, и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли Центрального федерального округа в экономике страны. Центральный федеральный округ характеризуется присущим ...