Altayinform.ru

Экономическая география

Методика организаций экскурсий в природу с учениками

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио», что в переводе – вылазка, поездка. В русском языке это слово появилось в 19 веке. Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которых лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним

Школьной программной по географии определен обязательный минимум учебных экскурсий для каждого класса. Тематика экскурсий и их последова­тельность установлены с таким расчетом, чтобы учащиеся на протяжении школьного курса познакомились со всеми элементами природы, выполнили требуемые программой практические работы на местности.

Для проведения учебной экскурсии нужно не менее двух часов, а иногда и более. Поэтому экскурсии, как правило, проводятся в неучебное время, учеб­ные экскурсии могут быть проведены до изучения программного материала или после. В первом случае задачей экскурсии является создание у учащихся пред­ставлений, на которые могло бы опираться последующее обучение на уроке. Во втором случае экскурсия носит повторительный характер и иллюстрирует пройденное на уроке.

Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и со специальной литературой. При подготовке экскурсии в природу, учитель должен предварительно сам обследовать местность, выбрать маршрут, наметить объекты работы уча­щихся и пункты остановок.

На основе знакомства с экскурсионным объектом и литературой состав­ляется план проведения экскурсии. В нём, прежде всего, определяют, какие по­лученные на уроке знания, умения и навыки закрепляются, какие вырабатыва­ются вновь, какие ставятся воспитательные задачи.

При проведении экскурсии в природу в план включают все основные данные о маршруте (протяженность, начальный и конечный пункт маршрута, места остановок и объекты наблюдений), содержание работ учителя и учащих­ся (вводной беседы, бесед на каждом пункте, заключительной беседы, практи­ческих работ), а также предполагаемую организацию экскурсии (сроки и место сбора, разбивка учащихся на звенья, распределение обязанностей между звень­ями, необходимое оборудование и т.д.)

Исходя из намеченного плана экскурсии, учитель проводит подготови­тельную организационную работу с учащимися: рассказывает о задачах экскур­сии, сообщает место и время сбора и распределение по звеньям, дает каждому звену указания о работе и необходимом оборудовании, а также вопросники, на которые должен быть дан ответ.

Количество звеньев и число учащихся в звене зависит от численности класса, содержания экскурсии, количества объектов для изучения и длины маршрута. Обычно количество звеньев не превышает 4-5, т.к. при большем их количестве учителю трудно инструктировать и проверять работу учащихся во время экскурсии

Экскурсию нужно строить так, чтобы все учащиеся познакомились со всеми экскурсионными объектами в целом, со всем маршрутом во время экс­курсии в природу. Вместе с тем необходимо, чтобы каждое звено, и каждый из членов звена провели самостоятельную работу по изучению отдельных состав­ных частей экскурсионного объекта. Отсюда возникает наиболее важный орга­низационный вопрос экскурсии: как сочетать эти две задачи экскурсии? Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Особенности расселения России Одна из особенностей России заключается в неравномерном размещении природных ресурсов и населения, а также в наличии диспропорций между размещением природного потенциала и сформировавшегося экономического потенциала. Так, значительная част ...

Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края Экономико–географическая оценка природных ресурсов представляет собой одну из важнейших проблем экономической и социальной географии. Её проработке посвящены труды многих ученых. К их числу можно отнести труды И.В.Комара, Е.Б.Лопатина, ...