Altayinform.ru

Экономическая география

Литература

Алжирская литература — литература алжирского народа на арабском, кабильском и французском языках.

Литература на арабском и кабильском языках.

Самобытная литература Алжира зароди­лась в эпоху борьбы против испанской экспан­сии нач. 16 в. и против турецкого господства 16—18 вв. Оскорблённое патриотическое чувство — одна из главных тем литературы Алжира этого периода (элегии Ибн Амсаиба, народные песни). В 19 в. литература Алжира отразила процесс начавшегося формирования алжирской нации, ещё не вырвавшейся из пут фео­дализма, но уже попавшей в оковы французского колониализма. Развивается уст­ное народное творчество: волшебные сказки, исторические легенды, эпические сказания, песни, импровизации. Близка по духу народным песням патриотическая поэзия Абд аль-Кадира, элегии Саида Абдаллаха, Эль Хаджа Мухаммеда Башира, поэзия воина-меддаха Мухаммеда Белькаира. Талант лирика и дар проповедника соче­тал Си Моханд — поэт Кабилии. Каддур бен Хлафа сочинял элегии и сатиры. Возмущение колониализмом выразили писатели Мухаммед Бен Шенеб, Абд аль-Халим Бен Смайя. В 20 в. как просветители выступили: Абу аль-Якдан, Башир Брахими, Ларби ат-Тбесси, Мулуд аль-Хафиди, Тайеб аль-Укби; развивалась патриотическая лири­ка: Мухаммед аль-Аид, Мухаммед аль-Лаккани, Ахмед Катиб, Мухаммед ас-Саид аз-Захири. Рождалась сатира на французских колонизаторов. В 1928 г. впервые на арабском языке увидел свет сборник “Сокровища народной религиозной поэзии”.

Драматургия на арабском литературном языке просве­тительского (пьеса Али Шарифа Тахара “Исцеление после испытания”, пост. 1921) и патриотического (анонимная пьеса “3а родину”, пост. 1922) характера не встрети­ла отклика у зрителя. Успех сопутство­вал драматургии на алжирском народном диалекте арабского разговорного языка (фарс Аллалу и Дахмуна “Джеха”, пост. 1926). Кастовые предрассудки и колониальный гнёт изоблича­ли в пьесах и фарсах Рашид Ксентини и Бахтарзи Махиддин; в новеллах — Ахмед Ашур, Шариф аль-Хусейни, Зухур Ванис, Абд аль-Маджид аш-Шафии, Абд аль-Вахид Ибрахим. В защиту жен­щины написан Ахмедом Рида-Хуху роман “Девушка из Мекки” (1947). Тема героической борьбы народа за своё будущее — веду­щая в драмах Мустафы аль-Ашрафа и Абдаллаха Накли. Реквием в честь пав­ших звучит в цикле стихов Абу аль-Касима Саадалла “Победа Алжиру!” (1957, рус. пер. 1961). В тексте национального гим­на, написанном Муфди Закария, первоначально (1936) был выражен религиозный фана­тизм; 2-я редакция гимна (1957—58) проникнута революционным пафосом.

Литература на французском языке.

На пути к художественной зрелости и самобытно­сти формирующаяся литература на французском яз. в 20-е гг. 20 в. не миновала бытописательства (романы Хаджа Хамму Абд аль-Кадира “Зохра .”, 1926, и Мухаммеда Ульд Шейха “Мириам .”, 1926), а в 30-е гг.— философско-романтических исканий (кн. стихов Ж. Амруша “Прах”, 1934, и его поэма “Сокровенная звезда”, 1937). Пробуждение национального самосознания накануне и после 2-й мировой войны выразили алжирские писатели: Жан Амруш в своей ан­тологии “Берберские песни Кабилии” (1939) и в проповеди “Бессмертный Югурта” (1946); Аит Джафер в поэме “Песня нищих арабов Касбы” (1951);

Мустафа Лашраф в сб. стихов “ Отплы­тия” (1952); Маргерит Таос в повести “Чёрный гиацинт” (1947). Высокого уровня литература Алжира достигла в реалистической трилогии “Алжир” Мухаммеда Диба, дилогии Мулуда Ферауна “Земля и кровь” (1953, рус. пер. 1965), “Трудный путь” (1957) и его “Дневнике” (1962), ро­манах Мулуда Маммери “Забытый холм” (1952, рус. пер. 1966) и “Когда спит справедливость” (1955, рус. пер. 1960). Жан Пелегри — автор романа “Оливко­вые ветви справедливости” (1959), Ясин Катеб—создатель романов “Неджма” (1956), “Звездный полигон” (1966) и драматической тетралогии “Кольцо репрессий” (1955—59), Анри Креа — трагедии “Землетрясение” (1958). Хосин Бухазер написал драму “Солнце не упрячешь за решетку” (1960). Духовное и политическое прозрение женщины-мусульманки — в центре романов “Жажда” (1957), “Нетер­пеливые” (1958), “Дети нового мира” (1962), “Наивные жаворонки” (1967) писательницы Асии Джеббар. Умирание слепой религиозной веры освещается в романе Мурада Бурбуна “Вершина дрока” (1962, рус. пер. 1966), в творчестве Малека Хаддада, автора стихов, а также романов “Последнее впечатление” (1958; в рус. пер.—“Последний отпечаток”, 1962), “Набережная цветов не отвечает” (1961). Поэты М. Диб, Башир Хадж Али, Жан Сенак, Буалем Хальфа, Жан Ам­руш, А. Креа в своей лирике выразили духовную силу и правоту восставшего народа. В литературе Алжира проявили себя критик Садек Хаджерес, поэт Мустафа Лашраф, прозаик Малек Уари, драматург Джелюль Ахмед. В поток литературы вливаются свидетельства патриотов о пытках во французских тюрьмах во время национально-освободительной войны алжирского народа против французских коло­низаторов: книги “Гангрена” (1959) и “Вам рассказывает алжирец” (1960) Мезиана Нуреддина; книги “Допрос под пыткой” (1958, рус. пер. 1958) и “Бойцы в плену” (1961, рус. пер. 1962) Анри Аллега. Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Региональные проблемы развития и размещения газовой промышленности Газовой промышленности России уже более 60 лет. Это одна из самых молодых и быстро прогрессирующих отраслей топливной промышленности. По запасам природного газа и его добыче Россия занимает первое место в мире. На долю России приходится ...

Северо-западный федеральный округ В условиях становления в России рыночной экономики появляется необходимость рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого федерального округа в отдельности с целью анализа экономико-гео ...