Altayinform.ru

Экономическая география

Культура Древнего Китая.

Об этой удивительной стране невозможно говорить либо думать, не упоминая о ее культуре, ибо это одна из древнейших культур мира.

Экономика и культура в древнем Китае достигли высокого уровня. <Золотой век> феодального общества приходился на династии Хань и Тан. В это время наблюдался подъем сельского хозяйства, различных ремесел, ткацкого производства, кораблестроения; в стране существовала развитая сеть водных и сухопутных путей, и Китай поддерживал широкие экономические и культурные отношения с Японией, Кореей, Индией, Персией, арабскими странами и другими.

Бумага, книгопечатание, порох и компас - четыре великих изобретения науки и техники древнего Китая - стали воплощением мудрости и созидательной силы китайского народа, оказали большое и глубокое влияние на мировую цивилизацию.

Философские учения древнекитайских мыслителей – Лаоцзы, Конфуция и других оказали огромное влияние не только на традиционную культуру Китая, но и на мировую культуру. Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до нашей эры) - основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру…, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который, прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливостью, верностью, искренностью и т.д. Особое место заняла концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал сяо, жэнь и других добродетелей основой и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием.

Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до нашей эры. Однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V века оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Однако в Китае с древности сохранились конфуцианство и даосизм.

В I веке в страну проникает буддизм (в форме хинаяны), но не получает особого признания, с V века начинается проникновение буддизма в форме махаяны. Его широкому распространению способствовало то, что буддизм допускает неограниченное расширение своего пантеона за счет включения в него местных богов, а для махаяны характерно еще и то, что местные божества сливаются при этом с персонажами буддийской мифологии. Так, например, очень популярная в Китае богиня милосердия Гуань-инь.

Таким образом, на протяжении всего Средневековья в Китае сосуществуют три религии - конфуцианство, даосизм и буддизм; их называли «три истины». Подавляющее большинство верующих выполняют обряды всех трех религий: так, для лечения больных или для изгнания злых духов чаще приглашают даосских монахов, для совершения погребальных обрядов - буддийских. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Развитие и размещение угольной промышленности Уголь − наиболее распространенный вид топлива во всем мире, обеспечивающий развитие энергетики в течение долгого времени. Наша страна располагает огромными угольными ресурсами, разведанные запасы составляют 11% мировых, а промышл ...

Внешнеэкономические связи Бразилии Экономика Бразилии в значительной степени зависит от внешней торговли. Экспорт составляет 10—12% национального дохода страны. Однако доходов экспорта обычно не хватает для обеспечения равновесия платежного баланса. В 2009г. внешняя задолже ...