Altayinform.ru

Экономическая география

Проблемы экологии и устойчивого развития

Наиболее впечатляющим примером международной экологически ориентированной политики является Киотский протокол. Этот документ был принят в 1997г. на Третьей конференции участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Киото (Япония) и в 2005г. вступил в силу после ратификации его государствами, на долю которых приходится 55% мировых выбросов СО2. В Киотском протоколе участвуют в основном страны Европы, Россия и Япония, тогда как США и Австралия вышли из него по экономическим причинам, а большинство остальных стран не подписали его. Цель Киотского протокола - сокращение выбросов парниковых газов на 5,2% ниже уровня 1990г. для развитых стран в 2008-2012 гг. В Киотском протоколе предусмотрены основанные на рыночных механизмах способы сокращения выбросов:

• механизм чистого развития - развитые страны получают зачеты за счет инвестирования в проекты сокращения выбросов в развивающихся странах;

• совместное осуществление - страны получают зачеты за счет инвестирования в проекты сокращения выбросов в развитых странах;

• международная торговля выбросами - страны покупают и продают зачеты выбросов между собой.

Надо заметить, что сокращение выбросов дорого обойдется развитым странам. Выгоды, к которым приведут усилия по предотвращению изменения климата, станут очевидными лишь в долгосрочной перспективе, тогда как издержки, связанные с такими мерами, придется нести в настоящее время.

Существующие экономические механизмы охраны природы оказываются неэффективными в первую очередь потому, что не создают действенных стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий и не обеспечивают получения достаточных средств от платежей за выбросы и сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах.

Сравнение российской экономики природопользования с тем, что сложилось в странах с давно развившейся рыночной экономикой, приводит к заключению об искусственном занижении в России стоимости природных ресурсов. Стоимость кубометра древесины на корню в России во много раз ниже, чем в Скандинавии или Северной Америке. То же самое оказывается справедливым для газа, нефти, рыбы, угля, руд и т.д.

Реализуемые в России платежи за природопользование не базируются на реальной экономической оценке природных ресурсов, объектов и воздействий. Пока государство не обеспечивает важнейшей функции собственника природных ресурсов, не присваивая доход от использования принадлежащих ему природных ресурсов. Более того, занижение стоимости природных ресурсов выгодно армии фирм и контор, не производящих, а лишь перепродающих природные ресурсы и забирающих при этом непропорционально большую долю прибыли.

Основным стратегическим приоритетом, который позволит решить многие проблемы охраны природы России, оказывается повышение реальной стоимости природных ресурсов. В конечной продукции стоимость самого природного ресурса (древесины, газа, нефти, рыбы, металла и др.) должна составлять не несколько процентов (как сейчас), а несколько десятков процентов (как во всем мире) - в этом заключается стратегическое и долгосрочное решение если не всех, то большинства экологических проблем России. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Западная Сибирь Западная Сибирь является уникальным по многим показателям природоресурсным и промышленным регионом Российской Федерации. В большинстве своем у населения и специалистов в области природопользования и охраны окружающей природной среды сложил ...

Экономическая география Северо-Западного экономического района Северо-Западный район занимает площадь, составляющую 1,15% территории России. Район граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и Белоруссией и имеет выход в Балтийское море. Численность населения района на 01.01.2009 г составляла 8,9 ...